Отношения НАТО и Центральной Азии: введение

  • Last updated 10-Jul-2014 17:43

НАТО продолжает углублять сотрудничество с государствами-партнерами в Центральной Азии – Казахстаном, Кыргызстаном, Таджикистаном, Туркменистаном и Узбекистаном. Это осуществляется в рамках политики НАТО по развитию внешних связей со стратегически важными регионами, безопасность и стабильность которых тесно связана с общей евроатлантической безопасностью. Каждая из пяти стран имеет потенциал, позволяющий ей положительно влиять на дальнейшее развитие Афганистана, где Североатлантический союз принимает активное участие.

Новая cтратегическая концепция НАТО, принятая на саммите в Лиссабоне в ноябре 2010 г., гласит, что укрепление безопасности евроатлантического региона наиболее успешно достигается через широкую сеть партнерских отношений со странами и организациями по всему миру. В Лиссабоне была запущена целенаправленная работа по реформированию политики партнерства НАТО для того, чтобы диалог и сотрудничество стали более инклюзивными, гибкими и стратегически направленными . Новая политика была утверждена на заседании министров иностранных дел в Берлине в апреле 2011 г.

Структуры партнерства и программы сотрудничества НАТО предлагают многосторонние рамки для диалога по вопросам безопасности, а также возможности для практического двустороннего сотрудничества по большому спектру направлений с государствами-членами НАТО и другими государствами-партнерами. Это способствует прозрачности, укрепляет доверие и помогает решать общие проблемы безопасности.

Все пять центральноазиатских стран уже на раннем этапе участвовали в Совете североатлантического сотрудничества. Данный форум для диалога был основан Североатлантическим союзом в декабре 1991 г., как первый шаг на пути преодоления раздела между Востоком и Западом и установления отношений с бывшими странами Варшавского договора. Позже, в 1997 г., на смену этому органу пришел Совет евроатлантического партнерства. Четыре из пяти стран быстро воспользовались возможностями, которые предлагает программа «Партнерство ради мира», и присоединились к этому крупному проекту практического двустороннего сотрудничества вскоре после его создания в 1994 г. (Таджикистан присоединился позднее, в 2002 г.). На саммите в Стамбуле в 2004 г. лидеры стран НАТО приняли решение сделать партнерство с Центральной Азией и Кавказом приоритетом для Североатлантического союза.

Отношения каждой центральноазиатской страны с НАТО развивались по-разному, поскольку каждое государство-партнер имеет право свободно выбирать, как и в каких областях, оно хочет сотрудничать. Помимо сотрудничества с Североатлантическим союзом несколько государств-партнеров из Центральной Азии также участвуют в других региональных организациях по безопасности. НАТО не видит противоречия в их сотрудничестве с Североатлантическим союзом и желанием выстраивать прочные отношения с другими организациями.

  • Региональная безопасность и Афганистан

    Региональная безопасность и Афганистан

    Общие региональные вызовы безопасности

    Пролегавший в регионе Великий шелковый путь способствовал обмену товаров, знаний и идей между Европой и Азией, и поэтому исторически центральноазиатский регион был чрезвычайно важным. И сегодня он продолжает оставаться таковым.

    В современных условиях безопасности перед странами НАТО и их партнерами в Центральной Азии стоят общие ключевые проблемы безопасности. Для угроз терроризма, религиозного экстремизма, этнических конфликтов, несостоявшихся государств, организованной преступности, распространения оружия массового уничтожения и незаконного оборота наркотиков не существует границ и бороться с ними можно только посредством согласованных международных действий.

    Если рассматривать регион шире, становится понятно, что развитие ситуации в Афганистане прямо или косвенно влияет на безопасность и стабильность в Центральной Азии и наоборот. Участие НАТО в регионе возросло, когда в 2003 г. организация приняла на себя командование Международными силами содействия безопасности (ИСАФ) в Афганистане. Именно поэтому НАТО вовлекает своих центральноазиатских партнеров в политический диалог по развитию ситуации в Афганистане и в регионе в целом, в том числе о миссии НАТО после 2014 г.

    Этническое разнообразие Афганистана подразумевает, что большинство стран Центральной Азии также имеют связи с важными местными общинами и деятелями, которые могли бы иметь положительное воздействие на стабилизацию и восстановление Афганистана. Страны Центральной Азии также заинтересованы в стабилизации обстановки в Афганистане, поскольку они хотят предотвратить опасность распространения нестабильности на их страны и борются с угрозой, вызванной наркотрафиком из Афганистана.

    Сотрудничество в области безопасности в контексте Афганистана и важность регионального сотрудничества

    Страны Центральной Азии оказывают поддержку операции ИСАФ под руководством НАТО в Афганистане. Поддержка заключается в выдачи разрешения на пролет над территорией и предоставлении в пользование военных баз отдельным государствам НАТО. Кроме этого Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан и Узбекистан (наряду с Беларусью, Россией и Украиной) предоставили сеть железных и (или) автомобильных дорог, по которым может осуществляться транспортировка нелетальных грузов в Афганистан и обратно. Эта Северная линия снабжения войск коалиции также предоставляет возможности центральноазиатским партнерам трансформировать данные транспортные сети в долгосрочные коммерческие артерии, связывающие между собой Афганистан и государства Центральной Азии, а также соединяющие регион с Европой. Дальнейшее развитие региональных железных дорог будет важным в этом по-прежнему наименее экономически интегрированном регионе мира и приблизит к реальности концепцию «Нового шелкового пути» – региона, взаимосвязанного посредством транспортной, информационно-коммуникационной и энергетической инфраструктур.

    Использование возможностей регионального сотрудничества на благо стабильности в Афганистане – еще одна задача для Центральной Азии. НАТО считает, что Стамбульский процесс/«Сердце Азии» является ценным форматом для осуществления сотрудничества. НАТО активно участвует в этом процессе, а также на практике поддерживает меру по укреплению доверия по ликвидации последствий бедствий и катастроф. На двустороннем уровне партнеры НАТО в Центральной Азии вносят важный вклад в стабилизацию и развитие Афганистана.

    Казахстан предоставил щедрый пакет содействия для Афганистана, который включает инвестиции, помощь сельскому хозяйству, строительство школ, больниц и железных дорог, а также стипендии, позволяющие афганским студентам обучаться в Казахстане. Таджикистан поддерживает усилия, способствующие передвижению людей и грузов через реку Пяндж, по которой проходит граница между Таджикистаном и Афганистаном. Правительство Таджикистана вместе с Организацией развития Ага Хана и правительством Афганистана вело работу по завершению строительства нескольких мостов, дополнительное количество которых будет достроено в будущем. Туркменистан поставляет субсидированную энергию в Афганистан и участвует в работе над проектом трубопровода ТАПИ и железной дороги, соединяющей Туркменистан, Афганистан и Таджикистан. Специалисты из Узбекистана оказали помощь в осуществлении ряда проектов по развитию инфраструктуры в Афганистане, включая восстановление десяти мостов, соединяющих северные районы страны со столицей, а также строительство первой железной дороги в Афганистане из Хайратона в Мазари-Шариф и подачу электроэнергии в Кабул.

    НАТО считает, что эффективность таких усилий будет расти, если они будут организовываться на многосторонней основе, и поэтому призывает всех партнеров в Центральной Азии в полной мере участвовать в процессе «Сердце Азии».

    Географическая близость стран Центральной Азии и Афганистана, а также внутренние проблемы с религиозным экстремизмом усилили интерес этих стран к совместной работе с государствами НАТО в целях более оптимального противодействия угрозе терроризма. Государства-партнеры из Центральной Азии вносят вклад в борьбу с терроризмом, через свое участие в Плане действий по борьбе с терроризмом, разработанным СЕАП вслед за террористическими актами 11 сентября 2001 г. в США. Сотрудничество в этой области включает обмен информацией и участие в учебных мероприятиях и учениях, призванных укреплять потенциал местных сил для противодействия терроризму. Также важно улучшать готовность к ликвидации последствий возможного террористического нападения. НАТО продолжает поддерживать региональные усилия в рамках совместного плана действий по осуществлению Глобальной контртеррористической стратегии Организации Объединенных Наций в Центральной Азии. Важно отметить, в то время как перед государствами Центральной Азии действительно по-прежнему могут стоять угрозы, связанные с экстремизмом и терроризмом после 2014 г., им также необходимо решать насущные внутренние проблемы, связанные с равным социально-экономическим развитием, добросовестным государственным управлением, демократией и правами человека. НАТО готова оказать содействие своим партнерам в Центральной Азии в построении демократических, подотчетных институтов по безопасности, как она это делала во многих других странах.

  • «Партнерство ради мира»: рамки сотрудничества

    «Партнерство ради мира»: рамки сотрудничества

    «Партнерство ради мира»: приспособленные рамки сотрудничества

    Суть программы «Партнерство ради мира» (ПРМ), отмечающая в 2014 г. свою двадцатую годовщину, – это партнерские отношения, которые складываются между каждым отдельным государством-партнером и НАТО. Сотрудничество адаптировано в соответствии с устремлениями, потребностями и способностями страны и осуществляется вместе с правительством государства-партнера. Партнеры делают выбор из обширного перечня мероприятий и составляют двухлетние программы сотрудничества, под названием «Индивидуальчая программа партнерства и сотрудничества» (ИППС).

    Предлагаемые мероприятия касаются практически всех областей деятельности НАТО, включая военную реформу, оборонную политику и планирование, военно-гражданские отношения, учебно-образовательную работу, военное сотрудничество и учения, гражданское чрезвычайное планирование и реагирование на бедствия, а также сотрудничество в научной сфере.

    Ценности партнерства

    Партнерство сводится не только к практическому сотрудничеству. Речь идет еще и о ценностях. Когда государства-партнеры присоединяются к программе «Партнерство ради мира», они подписывают Рамочный документ ПРМ. Тем самым партнеры обязуются соблюдать международное право, Устав ООН, Всеобщую декларацию прав человека, Хельсинкский заключительный акт, международные соглашения по разоружению и контролю над вооружениями; воздерживаться от угрозы или применения силы против других государств; соблюдать существующие границы; а также разрешать споры мирным путем.

    В Рамочном документе также закреплено обязательство стран НАТО вести консультации с любым государством-партнером, считающим, что существует угроза для его территориальной целостности, политической независимости или безопасности. Цель этих обязательств и программы ПРМ в целом – укреплять доверие и транспарентность, снижать угрозы миру и создавать более крепкие отношения в сфере безопасности с союзниками и другими государствами-партнерами. Другие инструменты, такие как ИПАП, открывают важную возможность для политических консультаций между государствами-партнерами и НАТО. Главы государств и министры регулярно посещают с визитами штаб-квартиру НАТО для встреч с Генеральным секретарем и Североатлантическим советом, главным органом принятия решений в НАТО.

    Многостороннее измерение

    Помимо двустороннего сотрудничества у Евроатлантического партнерства есть и важное многостороннее измерение. Его воплощением является Совет Евроатлантического партнерства (СЕАП), объединяющий 28 союзников и 22 государства-партнера на форуме для диалога и консультаций. Заседания СЕАП проводятся ежемесячно на уровне послов, регулярно – на уровне министров иностранных дел, министров обороны и начальников генеральных штабов, а также периодически на высшем уровне.

    Члены СЕАП регулярно обмениваются мнениями по широкому кругу вопросов безопасности, включая изменение условий безопасности в Косово и Афганистане, где совместными усилиями развернуты миротворческие контингенты из государств-членов и государств-партнеров НАТО. Помимо этого СЕАП выдвинул инициативы по содействию и координации практического сотрудничества, а также обмену знаниями и навыками в таких областях, как борьба с терроризмом, безопасность границ, борьба с незаконным оборотом наркотиков и прочие вопросы, связанные с распространением оружия массового уничтожения, стрелкового оружия и легкого вооружения.

    В целях содействия консультациям и сотрудничеству все пять центральноазиатских партнеров учредили дипломатические представительства при штаб-квартире НАТО в Брюсселе (Бельгия). Казахстан и Кыргызстан представлены в Управлении военного партнерства в Командовании НАТО по операциям, расположенном в штабе Верховного главнокомандующего ОВС НАТО в Европе в городе Монс (Бельгия), которое способствует участию стран в учебных мероприятиях и учениях. Кроме этого у Казахстана и Узбекистана есть свои военные представители в штаб-квартире НАТО в Брюсселе.

  • Краткий обзор по странам

    Индивидуальная программа сотрудничества между НАТО и каждым из центральноазиатских государств-партнеров развивалась по-разному, в соответствии с их потребностями и интересами.

    Казахстан – наиболее активный партнер в регионе – участвует в полном спектре партнерских мероприятий и в 2006 г. разработал «Индивидуальный план действий партнерства» (ИПАП) с НАТО. Этот новый механизм партнерства был создан странами НАТО после Пражского саммита в 2002 г. и предназначен для государств-партнеров, обладающих политической волей и способных углубить отношения с НАТО. ИПАП, действующий по двухгодичному циклу, объединяет различные механизмы сотрудничества, посредством которых Казахстан взаимодействует с Североатлантическим альянсом, в план действий, направленный на поддержку задач по реформированию страны. По соглашению правительство Казахстана намечает планы реформ, приоритеты и соответствующие временные сроки. НАТО соглашается предоставлять целенаправленные консультации с учетом специфики страны, а отдельные государства-члены стремятся координировать двустороннюю помощь, чтобы оптимально поддержать работу по проведению внутренних реформ в стране. Казахстан и НАТО согласовали три ИПАП подряд, а в начале 2014 г. шло обсуждение четвертого ИПАП. Тем самым Казахстан вновь подтвердил свою приверженность партнерству с НАТО.

    Кыргызстан проявляет растущий интерес к дальнейшему развитию партнерской деятельности и в 2007 г. согласился участвовать в Процессе планирования и анализа ПРМ. Вслед за политическими потрясениями в 2010 г. новое правительство и парламент Кыргызстана вновь подтвердили отношения страны с НАТО. Кыргызстан с большим удовлетворением воспринял проводимую в настоящее время программу социальной адаптации и переподготовки уволенных в запас военнослужащих, а также сделал запрос на реализацию проекта целевого фонда НАТО-ПРМ по усовершенствованию объектов хранения стрелкового оружия и легкого вооружения и боеприпасов и также выразил готовность разместить офис НАТО в Бишкеке.

    Таджикистан последним среди стран Центральной Азии присоединился к программе ПРМ в 2002 г. С тех пор он расширяет партнерскую деятельность, проявляя особый интерес к таким компонентам, как готовность и реагирование на бедствия и катастрофы (гражданское чрезвычайное планирование) и  проектам по демилитаризации, осуществляемым через механизмы целевого фонда НАТО-ПРМ. В ходе недавних дискуссий между Таджикистаном и НАТО были изучены возможности для более тесного взаимодействия в таких областях, как безопасность государственных границ и общественная дипломатия.

    Сотрудничество Туркменистана с НАТО более ограничено по сравнению с другими партнерами из Центральной Азии и включает только мероприятия в гражданской сфере. Однако усилия, предпринимаемые этой страной в последние годы и направленные на то, чтобы открыть пути для расширения сотрудничества и диалога с соседними государствами и международными организациями, также предоставляют возможности для углубления сотрудничества с НАТО.

    Сотрудничество с Узбекистаном значительно развивалось в первые годы партнерства. Однако прогресс существенно замедлился после разногласий в связи с событиями в Андижане в мае 2005 г., в результате которых страны НАТО призвали к проведению независимого международного расследования. В последние несколько лет политическое взаимодействие и практическое сотрудничество снова стали развиваться. Ташкент согласился разместить Бюро сотрудника НАТО по связи и взаимодействию со странами Центральной Азии и повышает взаимодействие с альянсом по ряду направлений, включая реформу военного образования и общественную дипломатию.
  • Основные направления сотрудничества

    Основные направления сотрудничества

    Реформа в сфере обороны и безопасности

    Реформа в сфере обороны и безопасности по-прежнему остается областью, приобретающей все большую значимость в сотрудничестве НАТО с государствами-партнерами. НАТО и отдельные государства-члены накопили большие знания и навыки в данной сфере, которыми могут воспользоваться партнеры.

    Одна из важнейших задач – повышение способности сил государств-партнеров осуществлять поддержку миротворческих операций и операций по кризисному регулированию под руководством НАТО. Двусторонние программы и многонациональные учения помогают развивать способность сил государств-партнеров взаимодействовать с войсками НАТО. Овладение общим языком и создание оперативной совместимости в плане стандартных процедур имеют принципиальное значение.

    Еще одно приоритетное направление сотрудничества с государствами-партнерами в области реформы в сфере обороны и безопасности – это содействие эффективному и действенному управлению оборонными институтами, а также гражданский и демократический контроль над вооруженными силами.

    В то время как в большинстве других государств-партнеров военная реформа и трансформация вооруженных сил сокращали или адаптировали существующие структуры безопасности, в Центральной Азии сложилась несколько иная ситуация.

    Многие страны региона должны были создать новый класс офицеров, которых нужно было набрать и обучить. К тому же новые структуры министерств обороны представляют сложности для реформ, содействующих парламентскому и гражданскому контролю, прозрачному планированию и распределению ресурсов в оборонной сфере.

    Важнейшим инструментом, помогающим государствам-партнерам с конкретными и техническими реформами является Процесс планирования и анализа ПРМ (ПАРП). Он помогает определять, развивать и оценивать силы и средства, которые могут быть выделены для операций по поддержанию мира, проводимых под руководством НАТО. ПАРП также обозначает параметры для строительства государствами-партнерами эффективных, экономически доступных и устойчивых вооруженных сил, а также поддерживает более обширные усилия по проведению военной реформы. В рамках ПАРП с каждым государством-участником согласовываются цели партнерства и прогресс ежегодно подробно анализируется. Несколько партнеров из Центральной Азии решили участвовать в ПАРП. Казахстан участвует в нем с 2002 г.; Узбекистан и Кыргызстан присоединились к этому процессу в 2002 г. и 2007 г. соответственно. Однако участие последних уже в течение нескольких лет приостановлено. Таджикистан также выразил первоначальную заинтересованность в ПАРП.

    Усилия правительства Казахстана по повышению оперативной совместимости с силами НАТО привели к созданию казахстанского батальона (КАЗБАТ), а затем казахстанской бригады (КАЗБРИГ), которым оказывали содействие страны НАТО. С 2006 г. Казахстан совместно со странами НАТО и региональными партнерами проводит на своей территории ежегодные учения «Степной орел». Эти учения способствуют повышению оперативной совместимости КАЗБАТ и сил Североатлантического союза. Учения в 2012 и 2013 гг. были проведены Казахстаном в духе «Партнерства ради мира». Также Казахстан заявил о своей цели обеспечить полную оперативную совместимость отдельных подразделений с НАТО (например, КАЗБАТ). В соответствии с Концепцией оперативных потенциалов – объединение сил, НАТО предоставляет стандарты, подготовку, оценку и сертификацию подразделений. В результате государства-партнеры получают высокосовременные, развертываемые и оперативно совместимые силы, которые впоследствии могут быть использованы в операциях различных типов, включая миротворческие операции и операции по поддержанию мира ООН. Также можно рассмотреть возможность их развертывания в будущем совместно с НАТО в операциях кризисного реагирования и гуманитарных операциях.

    В качестве члена сообщества учебно-образовательных центров партнерства (PTEC) Казахстан вносит свой вклад в создание потенциала государств-членов и государств-партнеров НАТО. КАЗЦЕНТ был официально признан в качестве PTEC в 2010 г.; он осуществляет обмен по обучению инструкторов для того, чтобы составлять учебный планы совместно с другими членами сети PTEC, такими как Международный центр сил обороны Финляндии и Международный учебный центр вооруженных сил Швеции.

    Казахстан также делится своим опытом работы по ПАРП в регионе и, в частности, организовал региональную конференцию на эту тему. Помимо этого КАЗЦЕНТ предлагает для государств-членов и государств-партнеров ежегодные курсы английского языка по военной терминологии, а также по штабным процедурам НАТО и пятидневный ознакомительный курс по истории, экономике и культуре Центральной Азии и Афганистана.

    Другим приоритетом для Североатлантического союза является оказание поддержки государствам-партнерам в осуществлении проектов по демилитаризации посредством механизма целевых фондов НАТО-ПРМ. Цель проектов – предоставить государствам-партнерам помощь в безопасном уничтожении запасов избыточных или устаревших мин, боеприпасов, стрелкового оружия и легкого вооружения, а также оказать поддержку в преодолении последствий военной реформы. Финансируемые за счет добровольных вкладов отдельных государств-членов и государств-партнеров, эти проекты обычно предполагают тесное сотрудничество с другими соответствующими организациями. В Таджикистане реализуется проект Целевого фонда НАТО-ПРМ, руководимый Великобританией и в котором в качестве основного вкладчика выступает Япония; в рамках этого проекта происходит уничтожение непригодных боеприпасов и проводится инспекция объектов хранения оружия и боеприпасов в пограничных районах.

    Проект привел к успешным результатам когда в 2004 г. уничтожение оставшихся в стране 1200 противопехотных мин помогло Таджикистану выполнить обязательства, предусмотренные Оттавской конвенцией о запрещении применения, накопления запасов, производства и передачи противопехотных мин и их уничтожения.

    В Кыргызстане в 2009 г. НАТО начала осуществление программы социальной адаптации и переподготовки уволенных в запас военнослужащих. С тех пор программа расширилась и осуществляется как в столице Бишкеке. так и во втором по величине городе страны – Оше. В ответ на запрос властей Кыргызстана была начата предварительная работа – под руководством Турции и с участием Швейцарии – по возможному новому проекту Целевого фонда НАТО-ПРМ по усовершенствованию объектов для безопасного хранения стрелкового оружия и легкого вооружения и боеприпасов.

    Подготовленность к бедствиям и катастрофам и реагирование на них

    Со стихийными бедствиями и техногенными катастрофами очень сложно справляться даже самым подготовленным странам. Последствия таких бедствий зачастую пересекают границы государств и могут поставить под угрозу безопасность и стабильность целых регионов. Следовательно сотрудничество в области эффективной готовности к бедствиям и реагирования на них (известного в НАТО как «гражданское чрезвычайное планирование») принципиально важно и является составной частью деятельности партнерства. Ряд государств-партнеров в Центральной Азии работают вместе с НАТО над совершенствованием своего потенциала готовности к бедствиям и реагирования на них. Многие мероприятия в этой области осуществляются в рамках Евроатлантического координационного центра реагирования на стихийные бедствия и катастрофы (ЕКЦРСБК).

    ЕКЦРСБК был создан в 1998 г. для координации усилий среди стран СЕАП в случае стихийных бедствий. Например, он помогал координировать помощь южным районам Кыргызстана, когда правительство этой страны направило запрос о помощи после серьезных наводнений в 2005 г., а также после сильных снегопадов, приведших к крупномасштабным разрушениям в 2006 г.

    Большинство государств-партнеров в Центральной Азии участвует в мероприятиях и учениях, которые организует ЕКЦРСБК, а Казахстан направил своего представителя в оперативный центр организации в штаб-квартире НАТО. Учения открывают ценную возможность для оценки сил и средств в действии и для определения направлений по расширению сотрудничества в будущем. В последние годы бóльшая часть мероприятий по линии ЕКЦРСБК, включая ряд учений, предлагались, организовывались и проводились в государствах-партнерах. Это свидетельствует о том, насколько высоко партнеры ценят сотрудничество в сфере гражданского чрезвычайного планирования, которое является самой крупной невоенной составляющей деятельности ПРМ.

    Наука и окружающая среда

    Ученые и исследователи из стран Центральной Азии уже более двух десятилетий участвуют в деятельности в рамках программы НАТО «Наука ради мира и безопасности» (НРМБ). Программа НРМБ способствует тесному сотрудничеству по вопросам, представляющим общий интерес для укрепления безопасности государств-членов и государств-партнеров НАТО. Способствуя международным усилиям, особенно в региональном контексте, программа стремится противостоять новым вызовам безопасности, оказывать поддержку операциям под руководством НАТО, а также развивать раннее предупреждение и прогнозирование для предотвращения бедствий и кризисных ситуаций.

    Сотрудничество является традицией среди ученых и необходимостью для научного прогресса. Создаваемые сети также помогают осуществить политическую цель по достижению понимания и укреплению доверия между сообществами с различной культурой и традициями. Еще одна задача программы НРМБ – способствовать обмену и передаче технологий, чтобы помочь государствам-партнерам в выполнении приоритетных для них задач в рамках конкретной совместной деятельности. Это осуществляется посредством многолетних научно-исследовательских проектов, симпозиумов и учебных курсов.

    Сегодня эксперты из стран Центральной Азии и стран НАТО работают вместе над решением широкого круга вопросов безопасности, в частности, в таких областях, как борьба с терроризмом, прогнозирование бедствий и предупреждение природных катастроф, а также экологическая безопасность. Например, в июне 2012 г. в Бишкеке (Кыргызстан) прошел курс повышения квалификации, в рамках которого военным и гражданским экспертам был предложен общий подход и методология по созданию национального потенциала борьбы с терроризмом. В мае 2013 г. на семинаре в Самарканде (Узбекистан) рассматривались вопросы предотвращения потенциальных кризисов и конфликтов посредством прогнозирования бедствий, моделирования и устойчивого развития. В заключение необходимо отметить многолетний научно-исследовательский проект по оценке и мониторингу трансграничного загрязнения воды (области, представляющей особое значение для социально-экономического благополучия населения региона), проводимый в настоящее время при участии экспертов из Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана и Узбекистана.

    Страны Центральной Азии традиционно показывали большой интерес к программе «Наука ради мира и безопасности» и некоторые из них высказали желание в дальнейшем углублении сотрудничества в области науки. В этом контексте программа «Наука ради мира и безопасности» регулярно организует «Информационные дни» в столицах стран Центральной Азии с целью информирования ученых и экспертов из стран-партнеров о самой программе и содействия в извлечении пользы от участия в ней.

    Общественная дипломатия

    Сотрудничество в области общественной дипломатии с партнерами в Центральной Азии направлено на повышение осведомленности о Североатлантическом союзе и пользе партнерства с НАТО, а также на вовлечение ключевых лиц, формирующих общественное мнение, и гражданского общества. В настоящее время осуществляется сотрудничество с заинтересованными государствами-партнерами для создания сетей с университетами, неправительственными организациями и СМИ. Местные учреждения или неправительственные организации при поддержке НАТО и во взаимодействии с государственными органами проводят различные мероприятия, такие как семинары, конференции и симпозиумы.

    С 2007 г. в Алматы (Казахстан) действует Ресурсный и информационный центр НАТО, который улучшает доступ к необходимым публикациям и документации. Североатлантический союз расширяет сеть депозитарных библиотек НАТО и мультимедийных «уголков НАТО» в регионе, в том числе в начале 2014 г. в Университете мировой экономики и дипломатии в Ташкенте (Узбекистан). Научные сотрудники, государственные служащие и лица, формирующие общественное мнение, из этих стран регулярно получают приглашения в штаб-квартиру НАТО, где им предлагается ознакомиться с деятельностью Североатлантического союза.

    Должностные лица НАТО также посещают регион, чтобы встретиться с представителями соответствующих государств и выступить на публичных мероприятиях. Сотрудник НАТО по связи и взаимодействию со странами Центральной Азии играет активную роль в общественной дипломатии, в частности, путем привлечения гражданского общества и СМИ, и участия в общественных мероприятиях.