Силы и средства НАТО

  • Last updated 25 Mar. 2022 14:35

Потенциал осуществляемых НАТО сдерживания и обороны основан, среди прочего, на эффективном сочетании самых современных систем и платформ вооружения с силами, подготовленными для гармоничного взаимодействия друг с другом. Таким образом, инвестиции в надлежащие силы и средства являются неотъемлемой частью инвестиций в оборону. НАТО играет важную роль в оценке того, какие силы и средства необходимы Североатлантическому союзу, определяя цели по созданию сил и средств на национальном или коллективном уровне и содействуя национальному, многонациональному и коллективному созданию потенциала и инновациям.

Пять разведывательных летательных аппаратов НАТО RQ-4D на базе Сигонелла, Италия

 

  • Стратегическая концепция определяет коллективную оборону, кризисное регулирование и безопасность на основе сотрудничества в качестве основных задач НАТО. Сдерживание, основанное на надлежащем сочетании ядерных, обычных сил и средств, а также сил и средств обороны от баллистических ракет, по-прежнему являются центральным элементом общей стратегии НАТО.
  • Страны НАТО договорились создавать и поддерживать полный спектр сил и средств, необходимых для сдерживания и обороны от потенциальных противников, в случае необходимости используя многонациональные подходы и инновационные решения. Процесс оборонного планирования НАТО продолжает оставаться главным средством для определения и приоритизации необходимых сил и средств для полного спектра операций и содействия их разработке и созданию.
  • Разработка и закупка сил и средств посредством многонационального сотрудничества помогают обеспечивать экономию на масштабе, снижать затраты и достигать оперативной совместимости по своему замыслу. НАТО активно поддерживает союзников в определении направлений, запуске и осуществлении многонационального сотрудничества.
  • Для приобретения жизненно важных сил и средств Североатлантический союз должен тесно сотрудничать с промышленностью; содействовать расширению промышленного и технологического сотрудничества по обе стороны Атлантики и в Европе; и поддерживать прочную промышленную базу по всей Европе и Северной Америке.

 

  • Текущие задачи

    Как говорится в Стратегической концепции, руководители стран Североатлантического союза обязуются обеспечить НАТО полным спектром сил и средств, необходимых для сдерживания и обороны от любой угрозы для безопасности и защищенности населения и территории государств-членов. С этой целью Североатлантический союз будет:

    • поддерживать адекватное сочетание ядерных и обычных сил и средств, а также сил и средств противоракетной обороны;
    • поддерживать способность обеспечивать параллельные круп­ные объединенные операции и несколько операций меньшего масштаба по коллективной обороне и кризисному реагирова­нию, в том числе на стратегическом расстоянии;
    • создавать и поддерживать мощные, мобильные и готовые к развертыванию обычные силы для выполнения наших обяза­тельств по статье 5, а также проведения экспедиционных опе­раций, в том числе с помощью Сил реагирования НАТО;
    • проводить необходимую подготовку, учения, планирование дейст­вий в чрезвычайных ситуациях и обмен информацией, чтобы обеспечить нашу оборону от всего спектра обычных и новых вызовов в сфере безопасности, а также предоставить соответствующие зримые гарантии и поддержку всем государствам-членам НАТО;
    • обеспечивать как можно более широкое участие государств-членов НАТО в планировании ядерных ролей в рамках коллективной обороны, в базировании ядерных сил в мирное время, а также в механизмах командования, управления и консультаций;
    • создавать средства для защиты населения, терри­торий и сил европейских стран НАТО от нападения с использованием баллистических ракет в качестве одного из ключевых элементов нашей коллективной обороны;
    • продолжать развивать свой потенциал защиты от угрозы радиологического, химического, биологического и ядерного оружия;
    • использовать весь потенциал в любое время, чтобы активно обеспечивать сдерживание и оборону и противодействовать всему спектру кибернетических угроз;
      укреплять свой коллективный потенциал для содействия борьбе с терроризмом, в том числе путем совершенствования анализа угроз, консультаций с партнерами и создания соответствующего военного потенциала, например оказание помощи в подготовке сил партнеров для самостоятельной борьбы с терроризмом;
    • обеспечивать, чтобы НАТО осуществляла оценку воздействия новых технологий на безопасность для включения в военное планирование;
    • продолжать анализировать комплексную стратегию НАТО по сдерживанию и обороне от полного спектра угроз Североатлан­тическому союзу с учетом изменяющейся обста­новки в сфере международной безопасности.
  • Решение неотложных и долгосрочных задач

    В 2019 году страны НАТО предоставили Политические руководящие указания по оборонному планированию, которые еще больше уточнили всеобъемлющие цели и задачи Стратегической концепции 2010 года. Эти политические руководящие указания определили ожидания относительно того, на что Североатлантический союз должен быть способен как в количественном, так и в качественном отношении, особенно в сложившейся геостратегической обстановке в области безопасности. Определяя приоритеты, эти руководящие указания предписывают обеспечить создание необходимых сил и средств в рамках процесса оборонного планирования НАТО. Они будут пересмотрены в 2023 году.

    Процесс оборонного планирования НАТО

    Процесс оборонного планирования НАТО обеспечивает основу, в рамках которой деятельность по оборонному планированию на национальном уровне и на уровне Североатлантического союза может координироваться для достижения согласованных целей наиболее эффективным способом. Он является основным средством содействия определению, разработке и удовлетворению нынешних и будущих потребностей НАТО в силах и средствах. Устанавливая цели для достижения странами НАТО, на индивидуальной или, когда это целесообразно, на коллективной основе, процесс оборонного планирования направляет разработку и создание сил и средств на национальном, многонациональном и коллективном уровнях.

    Страны НАТО участвуют в процессе оборонного планирования как независимые государства, координируя свои национальные планы обороны с планами НАТО без ущерба для своего национального суверенитета. Этот процесс помогает каждому союзнику определять и вносить справедливую долю всех сил и средств, необходимых, чтобы Североатлантический союз мог выполнять полный спектр своих задач.

    Силы реагирования НАТО

    Силы реагирования НАТО – многонациональное соединение, состоящее из компонентов, сил и средств и подразделений поддержки сухопутных войск, военно-воздушных сил, военно-морских сил и сил специальных операций, которые Североатлантический союз может оперативно развернуть там, где это будет необходимо. Их общее назначение – быть способными обеспечить быстрое военное реагирование на возникающий кризис, будь то в целях коллективной обороны или других операций по реагированию на кризис. В свете изменения обстановки в области безопасности к востоку и югу от границ Североатлантического союза страны НАТО приняли решение усилить Силы реагирования НАТО в 2014 году, увеличив их численность и создав в их составе «головной отряд», известный как Объединенная оперативная группа повышенной готовности, способный начать развертывание в кратчайшие сроки.

    Поддержка со стороны агентств НАТО

    Североатлантический совет может создавать агентства НАТО для оказания помощи союзникам в удовлетворении индивидуальных, многонациональных и коллективных потребностей в оборонных потенциалах. Закупка и обеспечение потенциалов коллективно или группами заинтересованных стран предоставляет экономию на масштабе и повышает оперативную совместимость вооруженных сил союзников.

    НАТО имеет два крупных агентства, членами которых являются все союзники. Агентство НАТО по связи и информации является главной организацией, предоставляющей потенциал Североатлантического союза в области консультаций, командования и управления, а также поставщиком услуг в сфере систем связи и информации (ССИ). Агентство НАТО по обеспечению и закупкам предлагает эффективные с точки зрения затрат поддержку и услуги в области закупок, материально-технического обеспечения, операций и систем.

    Союзники также создали агентства для управления закупками и обеспечением конкретных многонациональных программ по потенциалам. К ним относятся агентства по управлению потенциалом наблюдения НАТО за наземной обстановкой, программой вертолетов NH90, потенциалом воздушного дальнего радиолокационного обнаружения и управления НАТО и программой истребителей «Еврофайтер» и «Торнадо».

    Организация НАТО по науке и технологии содействует инновациям, предоставляет консультации и научные решения для удовлетворения постоянно меняющихся потребностей Североатлантического союза. Она обеспечивает сохранение военного и технологического превосходства НАТО для решения текущих и будущих проблем в области безопасности.

  • Критически важные способствующие силы и средства

    Информационное превосходство помогает командирам всех уровней в боевом пространстве принимать лучшие решения, создавая условия для скорейшего достижения успеха с меньшим риском. Поэтому НАТО будет продолжать разрабатывать и приобретать целый спектр сетевых информационных систем (автоматизированные информационные системы) в поддержку деятельности стратегических командований НАТО. Эти системы охватывают ряд областей, в том числе наземные, воздушные и морские операции, разведку, тыловое обеспечение с целью улучшения информированности и повышения эффективности комплексного надзора, принятия решений и командования и управления.

    Объединенная разведка, наблюдение и рекогносцировка

    Североатлантический союз давно признал основополагающее значение объединенной разведки, наблюдения и рекогносцировки (ОРНР) для его стратегической готовности и успеха его операций и миссий. Цель этого потенциала – поддержка согласованного сбора, обработки, распространения и обмена в рамках НАТО данными разведки, наблюдения и рекогносцировки (РНР), собранными Системой наблюдения НАТО за наземной обстановкой, системами дальнего радиолокационного обнаружения и управления (ДРЛОУ) и национальными силами и средствами РНР.

    C учетом сегодняшних быстро меняющихся условий безопасности ОРНР продолжает адаптироваться, чтобы обеспечить Североатлантический союз информацией и разведданными, необходимыми для принятия правильных решений в нужное время. Именно поэтому страны НАТО в октябре 2020 года одобрили новую стратегию создания потенциала и в октябре 2021 года – конкретные меры по ее реализации. Эта стратегия поможет более гибко разрабатывать и внедрять оперативно совместимые разведывательные потенциалы, используя возможности передовых технологий, таких как большие данные, искусственный интеллект и автономные системы.

    Космическая сфера играет решающую роль для ОРНР. На встрече НАТО в верхах в 2021 году в Брюсселе союзники объявили о планах по разработке при штаб-квартире НАТО Стратегической системы обеспечения осведомленности об обстановке в космосе. Этот потенциал позволит Североатлантическому союзу лучше понимать космическую среду и события в космосе, а также их последствия для всех сфер.

    Система наблюдения НАТО за наземной обстановкой

    Программа наблюдения НАТО за наземной обстановкой является прекрасным примером трансатлантического сотрудничества благодаря многонациональному промышленному сотрудничеству, на котором была основана эта программа. Система наблюдения за наземной обстановкой – важнейший способствующий потенциал для сил по всему спектру текущих и будущих операций и миссий НАТО. Используя новейшие радиолокационные датчики, система может постоянно осуществлять обнаружение и слежение за объектами, движущимися по земле или вблизи нее (такими как танки, грузовые автомобили или вертолеты) при любых погодных условиях и предоставлять радиолокационную видовую информацию о представляющих интерес районах на суше и на море.

    Система наблюдения за наземной обстановкой дополняет потенциал дальнего радиолокационного обнаружения и управления НАТО (ДРЛОУ), который уже осуществляет наблюдение за воздушным пространством Североатлантического союза. Основной потенциал Системы представляет собой интегрированную систему, состоящую из воздушного, наземного и вспомогательного сегментов. Воздушный сегмент состоит из пяти дистанционно пилотируемых летательных аппаратов.

    Система дальнего радиолокационного обнаружения и управления

    Система дальнего радиолокационного обнаружения и управления НАТО (ДРЛОУ), как наиболее заметный и ощутимый пример того, чего может достичь сотрудничество между государствами-членами, обеспечивает принадлежащий и эксплуатируемый НАТО потенциал воздушного командования, воздушного и морского наблюдения и управления боевым пространством. Система ДРЛОУ неизменно доказывает, что является критически важным средством для НАТО и союзников, например обеспечивая безопасность восточного периметра Североатлантического союза и оказывая поддержку силам Глобальной коалиции по разгрому ИГИЛ.

    Модернизация парка самолетов ДРЛОУ НАТО продолжится, и он будет находиться в эксплуатации до 2035 года. Модернизация парка самолетов ДРЛОУ НАТО чрезвычайно важна для обеспечения безопасности всех союзников и повысит осведомленность и укрепит потенциал стратегического прогнозирования Североатлантического союза.

    Будущий потенциал наблюдения и управления НАТО

    На встрече в верхах в Варшаве в 2016 году руководители стран НАТО положили начало инициативе о будущем потенциале наблюдения и управления НАТО, с тем чтобы определить, как НАТО будет обеспечивать свою осведомленность об обстановке и осуществлять командование силами союзников после того, как в 2035 году будут сняты с вооружения самолеты ДРЛОУ. В настоящее время НАТО продолжает пересматривать свои будущие средства наблюдения и управления.

    В сотрудничестве с экспертами из стран НАТО, представляющими различные сообщества и специализации, включая военные, промышленные и научно-технические круги, НАТО, в рамках исследований, проводит оценку новых технологий и разработок, которые послужат основой для решений, которые примут НАТО, отдельные государства-члены или многонациональные группы относительно создания и приобретения новых систем в будущем. Такие разработки могут включать сочетание взаимосвязанных воздушных, наземных, космических, пилотируемых или беспилотных систем для сбора и обмена информацией.

    Оборона от баллистических ракет

    Распространение баллистических ракет создает все более серьезную угрозу для населения, территории и сил стран НАТО. Оборона от баллистических ракет, в качестве компонента объединенной противовоздушной и противоракетной обороны НАТО, является одной из постоянных задач НАТО и частью реагирования Североатлантического союза на эту угрозу. Оборона НАТО от баллистических ракет носит исключительно оборонительный характер и способствует выполнению основной задачи НАТО по коллективной обороне. Силы и средства обороны от баллистических ракет являются неотъемлемой частью сочетания стратегических потенциалов НАТО, наряду с обычными силами и средствами ядерного сдерживания. Во время встречи НАТО в верхах в Варшаве в 2016 году страны НАТО объявили о создании начального оперативного потенциала обороны НАТО от баллистических ракет, обеспечивающего потенциал, призванный защитить от ракетных ударов население, территорию и силы на всей южно-европейской части НАТО. Конечной целью обороны НАТО от баллистических ракет является достижение полного оперативного потенциала, обеспечивающего прикрытие и защиту всех европейских стран НАТО.

    Система воздушного командования и управления

    Системы воздушного командования и управления НАТО предоставляют Североатлантическому союзу возможность управлять действиями авиации НАТО (включая патрулирование воздушного пространства) в евроатлантическом регионе и за его пределами. Системы воздушного командования и управления НАТО объединяют, среди прочего, функции управления полетами, управления воздушным движением, наблюдения за воздушным пространством, организации использования воздушного пространства, управления ресурсами командования и управления и управления силами. Эти системы охватывают театр военных действий площадью 81 миллион квадратных километров (не включая возможности развертывания), от самой северной точки Норвегии до Средиземного моря и от самой восточной точки Турции до Северной Атлантики. Они составляют одну из основных опор НАТО, направленных на охрану и защиту территории, населения и сил Североатлантического союза от любых воздушных и ракетных угроз и нападений.

    Превосходство в электромагнитном спектре

    Электромагнитный спектр (ЭМС) является всеобъемлющим глобальным достоянием и в то же время ограниченным ресурсом. Силы НАТО используют ЭМС для улучшения осведомленности об оперативной обстановке; получают к нему доступ для связи, обмена информацией, координации операций, навигации, эксплуатации датчиков и систем вооружения; и управляют им, защищая свободу действий своих сил в нем, не допуская его использования потенциальным противником.

    Скоординированные действия, связанные, среди прочего, с управлением спектром, радиоэлектронной разведкой, радиоэлектронной борьбой, связью и навигационной борьбой, представляют собой операции внутри электромагнитного спектра, которые обеспечивают бóльшую эффективность военных операций и деятельности.

    Стратегия НАТО в области ЭМС направлена на обеспечение военной свободы действий своих сил путем получения доступа к ЭМС и превосходства в нем. Этому способствует расширение сотрудничества между различными заинтересованными сторонами во всех сферах операций, включая киберпространство и космос.

    Интегрированные сети для миссий

    Создание интегрированных сетей для миссий представляет собой ключевой вклад в дело оказания помощи силам государств-членов и стран-партнеров для повышения эффективности связи, учебной подготовки и совместных действий. Цель данной программы – оказывать поддержку командованию и управлению, а также процессу принятия решений в будущих операциях, обеспечивая усовершенствованный обмен информацией посредством общих стандартов, протоколов и процедур.

    Создание интегрированных сетей для миссий основано на обобщенном опыте операций в Афганистане, в частности на потребности в согласованных оперативных процессах и масштабируемых вспомогательных системах для всех будущих миссий. Задача интегрированных сетей для миссий – обеспечение консультаций, командования и управления; оперативной совместимости и готовности. Они будут поддерживать способность Североатлантического союза подключать свои информационные системы и эффективно действовать, в том числе вместе с партнерами, во время учебной подготовки, учений и операций.

    Киберзащита

    Киберугрозы безопасности Североатлантического союза носят комплексный, разрушительный, принудительный характер и становятся все более частыми. Это было проиллюстрировано происшествиями, связанными с вредоносными программами, требующими выкупа, и другой злонамеренной кибердеятельностью, стремящейся поразить критически важную инфраструктуру и демократические институты в странах НАТО, что может оказать системное воздействие и причинить значительный вред. НАТО и ее государства-члены полагаются на мощные и устойчивые средства киберзащиты для выполнения основных задач Североатлантического союза: коллективная оборона, кризисное регулирование и безопасность на основе сотрудничества.

    Тыловое обеспечение

    Планирование тылового обеспечения (ТО) – неотъемлемая часть процесса оборонного планирования НАТО. В конкретном выражении силы и средства ТО основываются на потребностях, определяемых процессом оборонного планирования НАТО, и формируются союзниками на индивидуальном, многонациональном или коллективном уровнях.

    Силы и средства ТО могут привлекаться командующими НАТО в рамках процесса оперативного планирования для использования в операциях под руководством НАТО и в любой другой деятельности в поддержку построения сил Североатлантического союза. Сотрудничество и координация в области ТО гарантируют, что национальные планы ТО и планы ТО НАТО будут обеспечены достаточными в количественном и качественном отношении ресурсами, c уделением особого внимания четырем основным аспектам: обеспечение сил и средств, командование и управление, развертываемость и боевая устойчивость.

    Сети следующего поколения

    Многие из описанных выше критически важных способствующих сил и средств зависят от сетей связи, которые способны справляться со стремительно возросшими потребностями в пропускной способности коммуникационных каналов и скорости передачи данных. Новые технологии, такие как связь пятого поколения, способны удовлетворить эти требования, но они также вызывают озабоченность по поводу защищенности и устойчивости. Инициативы НАТО направлены на устранение этих озабоченностей путем обеспечения того, чтобы телекоммуникационное оборудование, используемое в сетях Североатлантического союза, отвечало максимально возможному уровню защищенности, и чтобы существовали резервные потенциалы на случай перебоев в работе сетей.

    Поэтому большое внимание уделяется безопасности цепочки поставок систем связи и информации (ССИ).

  • Создание сил и средств в рамках многонационального сотрудничества

    Подавляющее большинство военных сил и средств, необходимых для проведения операций НАТО, предоставляются государствами-членами НАТО. Хотя создание национальных сил и средств является суверенной обязанностью государств-членов, НАТО играет важную вспомогательную роль в содействии разработке и созданию национальных сил и средств. В соответствии с процессом оборонного планирования НАТО, направленного на согласование национальной деятельности по оборонному планированию с соответствующей деятельностью в масштабе Североатлантического союза, осуществляется ряд усилий по созданию национальных сил и средств при эффективном руководстве и поддержке со стороны органов и агентств НАТО.

    Создание более эффективных европейских военных сил и средств посредством многонационального сотрудничества будет продолжать укреплять трансатлантическую связь, повышать безопасность всех стран НАТО и содействовать равному распределению бремени, совместному использованию преимуществ и разделению обязанностей, связанных с членством в Североатлантическом союзе. В этой связи НАТО тесно сотрудничает с Европейским союзом для обеспечения взаимодополняемости усилий. Кроме того, страны НАТО способствуют поддержанию сильной оборонной промышленности в Европе, обеспечивая максимально возможное использование военно-промышленного сотрудничества в масштабах всего Североатлантического союза.

    Многонациональные проекты, имеющие особое значение

    На протяжении многих лет НАТО использует различные подходы, чтобы привлекать государства-члены к более систематическому участию в многонациональном сотрудничестве и повышать их шансы на получение выгоды. Конференция руководителей национальных ведомств по вооружениям, главный комитет НАТО, отвечающий за развитие сотрудничества между странами в области вооружений, положил начало процессу устранения существующих препятствий на пути сотрудничества в области многонационального потенциала. Это решение включало упреждающее выявление и формулирование конкретных возможностей сотрудничества, а также активное содействие им в сочетании с продуманным политическим подходом «сверху вниз» для привлечения поддержки союзников и реализации этих возможностей.

    С момента принятия в 2014 году этот подход привел к формированию постоянно расширяющегося портфеля многонациональных проектов, имеющих особое значение, которые охватывают широкий спектр важнейших областей потенциалов, например, дозаправку в воздухе, обеспечение высокоточными боеприпасами, Силы специальных операций, противовоздушная и противоракетная оборона наземного и корабельного базирования и противолодочная борьба.

    Концепция рамочных стран

    В июне 2014 года министры обороны стран НАТО согласовали Концепцию рамочных стран, в соответствии с которой группы стран объединяются с двумя целями. Во-первых, поддерживать существующие силы и средства и выступать в качестве основы для согласованного создания новых сил и средств в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Основой для этого являются принципы многонационального создания сил и средств. Во-вторых, укреплять взаимодействие между странами в качестве механизма для коллективной учебной подготовки и учений в целях подготовки группировок сил. Например, те страны НАТО, которые имеют широкий спектр сил и средств предоставляют рамки для «подключения» других стран НАТО.

    Стратегические средства переброски и средства переброски на театре военных действий

    Стратегические средства переброски и средства переброски на театре военных действий являются ключевым инструментом реализации для операций. Они позволяют обеспечить быстрое развертывание сил там, где они необходимы, и своевременно обеспечить их боевую устойчивость. Хотя значительные закупки проводятся на национальном уровне, многие страны НАТО объединяют ресурсы, в том числе со странами-партнерами, для приобретения новых потенциалов, чтобы получить доступ к дополнительным видам транспортировки для быстрой переброски войск, техники и предметов снабжения по всему миру.

    Борьба с самодельными взрывными устройствами

    Самодельные взрывные устройства (СВУ), как это наблюдалось в Афганистане и других местах, оказались предпочитаемым оружием сил противника, использующих нетрадиционные методы ведения боевых действий. НАТО должна быть готова к борьбе с СВУ во время любых операций, включающих асимметричные угрозы, в которых защита войск будет оставаться одним из важнейших приоритетов.
    Амбициозный план действий НАТО по борьбе с СВУ, институционализирующий обобщенный опыт в области борьбы с СВУ в ходе операций, проведенных за более чем двадцатилетний период, сосредотачивает все большее внимание на силах и средствах для нанесения удара по сетям противника, стоящим за этими разрушительными устройствами. Хотя эти средства были разработаны в контексте борьбы с СВУ, они также могут способствовать борьбе с пиратством, противодействию распространению и контртеррористическим операциям.

    Противовоздушная и противоракетная оборона наземного и корабельного базирования XXI века

    Современные системы противовоздушной обороны должны быть способны реагировать на широкий спектр угроз воздушного нападения, от гиперзвуковых крылатых ракет и самолетов-истребителей пятого поколения до низковысотных, малоразмерных и низкоскоростных летательных аппаратов, а также неуправляемых ракет, артиллерийских и минометных систем. Цель инициативы НАТО о противовоздушной и противоракетной обороне наземного и корабельного базирования XXI века – согласовать национальные потребности и промышленный потенциал с тем, чтобы они могли реагировать на существующие угрозы воздушного нападения и угрозы следующего поколения. Многонациональное сотрудничество в области науки и техники, закупок и расширенного участия промышленности имеют решающее значение для успеха этой инициативы.

    Системы для солдат в пешем строю

    Во время операций НАТО каждый человек, развернутый на поле боя, независимо от того, является ли он военнослужащим сухопутных войск, морской пехоты, военно-морских или военно-воздушных сил, должен иметь соответствующее снаряжение для успешного выполнения своих задач. Для достижения максимальной эффективности и боевой устойчивости на поле боя чрезвычайно важно, чтобы все то, во что военнослужащие одеты, что имеют при себе и что потребляют, было технологически наиболее совершенным, безопасным, оперативно совместимым и надежным. Поэтому цель систем для солдат в пешем строю – модернизация, стандартизация и гармонизация индивидуального боевого снаряжения и вспомогательного оборудования для государств-членов и стран-партнеров НАТО. Крайне важно, чтобы все оборудование, включая транспортные средства и другие платформы, обеспечивало надлежащее размещение солдат, находящихся на борту в полном снаряжении, и удовлетворяло их потребности в передаче данных и подключении к электропитанию с помощью полностью оперативно совместимых систем.

    Концепция развертываемой авиабазы НАТО

    Концепция развертываемой авиабазы НАТО с использованием модулей для введения в строй развертываемой авиабазы дает НАТО возможность обеспечить развернутую авиабазу, которая при наихудшем сценарии будет построена на основе «пустой базы». Развертываемая авиабаза НАТО предназначена для оказания круглосуточной поддержки военных операций при любых погодных условиях. С добавлением развертываемых служб воздушного движения развертываемая авиабаза НАТО также может быть доступна для использования гражданским воздушным транспортом.

    Подводные цифровые акустические сети

    В целях усиления средств противолодочной борьбы НАТО впервые разработала стандарт для подводной цифровой акустической связи. Этот стандарт, основанный на протоколе JANUS (первом международном цифровом протоколе подводной связи, разработанном Центром морских исследований и экспериментирования НАТО), является ключевым инструментом реализации для оперативной совместимости морских подводных систем. Этот перспективный потенциал предоставляет военно-морским силам НАТО ключевые технологические преимущества в рамках усилий по совершенствованию средств ведения морских операций в масштабах всего Североатлантического союза.

    Модульная конструкция кораблей

    Спецификации модульной конструкции кораблей являются новаторскими методами кораблестроения, которые расширяют диапазон выполнимых задач, продлевают срок службы морских платформ и позволяют сокращать флоты без воздействия на оперативный потенциал. Кроме того, они способствуют оперативной совместимости между военно-морскими силами стран НАТО, в то время, когда НАТО предпринимает меры для совершенствования общего военно-морского потенциала. Военно-морские силы стран НАТО осуществляют сотрудничество в области разработки и внедрения стандартов, позволяющих использовать концепцию «plug-and-play» («включил и работай»), которая даст возможность оптимизировать боевые и вспомогательные системы корабля для каждой конкретной задачи и совместно использовать силы и средства при лишь минимальном нарушении готовности и доступности. Как ожидается, принципы модульной конструкции кораблей будут внедрены на всех надводных кораблях НАТО следующего поколения.

  • Другие инициативы

    Морская безопасность

    Морские силы и средства НАТО имеют непреходящую ценность и делают важный сквозной вклад в безопасность Североатлантического союза. В январе 2011 года НАТО приняла Морскую стратегию Североатлантического союза. В соответствии со Стратегической концепцией 2010 года эта стратегия определяет пути использования уникальной морской мощи НАТО, чтобы решать важные проблемы безопасности и играть ключевую роль в сдерживании и коллективной обороне; кризисном регулировании; безопасности на основе сотрудничества; и морской безопасности. После встречи НАТО в верхах в Уэльсе в 2014 году Североатлантический союз взял новый курс на укрепление построения своих военно-морских сил. На встрече НАТО в верхах в 2018 году в Брюсселе государства-члены договорились укрепить построение военно-морских сил Североатлантического союза. Это способствует укреплению основных военно-морских компетенций и функций ведения боевых действий НАТО. В современных условиях безопасности военно-морские силы Североатлантического союза делают значительный вклад в повышение осведомленности об обстановке на море и в морское присутствие, обеспечение морской безопасности, оказание сдерживающего эффекта. Североатлантический союз продолжает осуществлять свою морскую стратегию посредством создания сил и средств, расширения программы морских учений и учебной подготовки и активизации сотрудничества с партнерами, включая другие международные организации, такие как Европейский союз. Военно-морские силы НАТО вносят свой вклад в решение многочисленных проблем безопасности, включая морскую роль НАТО в Средиземноморье в рамках операции «Си гардиан» (более широкой операции вне статьи 5 по обеспечению морской безопасности), а также деятельность НАТО в Эгейском море.

    Всеобъемлющий системный подход к авиации

    Успех в выполнении задач авиации Североатлантического союза зависит от сочетания технических, организационных, процедурных и человеческих факторов, которые безупречно работают в целях смягчения опасностей и рисков, обеспечивая защищенность и безопасность в целях усиления поддержки учебной подготовки, учений и операций в воздушном пространстве. Всеобъемлющий системный подход НАТО к авиации поддерживает создание сил и средств, связанных с авиацией, на основе целостного подхода. Принципы высокого уровня этого подхода были одобрены Североатлантическим советом в 2015 году, и с тех пор был достигнут значительный прогресс, в том числе за счет создания процесса воздушной мобильности быстрого реагирования, процесса признания НАТО летной годности, поддержки интеграции в воздушное пространство дистанционно пилотируемых авиационных систем, а также оценки кибербезопасности в области авиации. Помимо оказания поддержки в создании конкретных сил и средств, этот подход также направлен на укрепление сотрудничества между органами НАТО путем определения соответствующих точек взаимодействия, требующих координации. Другим важным элементом успеха этого подхода является постоянное сотрудничество с международными и региональными организациями гражданской авиации, а также с другими соответствующими гражданскими и военными учреждениями в области авиации.

    Инициатива по обеспечению готовности дистанционно пилотируемых авиационных систем

    НАТО переживает трансформационные преобразования в связи с внедрением дистанционно пилотируемых авиационных систем. Пять летательных аппаратов RQ-4D «Финикс», находящихся в общей собственности НАТО, в настоящее время эксплуатируются на главной оперативной базе Системы наблюдения НАТО за наземной обстановкой Сигонелла, Италия, и несколько союзников активно эксплуатируют – и закупают дополнительные – дистанционно пилотируемые летательные аппараты. Необходимость гармонично интегрировать эти средства в сложные структуры гражданского и военного воздушного пространства требует быстрой адаптации. Инициатива по обеспечению готовности дистанционно пилотируемых авиационных систем направлена на обеспечение готовности Североатлантического союза удовлетворять оперативные потребности в этом передовом потенциале в соответствии с политикой НАТО в области беспилотных авиационных систем. Данная инициатива ориентирована на оперативную деятельность и поддерживается долгосрочным планом стратегических коммуникаций, который повышает осведомленность об инициативе среди гражданского и военного персонала стран НАТО, а также среди других заинтересованных сторон, которые взаимодействуют с утвердившейся позицией НАТО в международном авиационном сообществе.

    Взаимодействие с промышленностью

    Большинство сил и средств производятся промышленностью, и в дальнейшем промышленность осуществляет их техническое обслуживание, ремонт, модернизацию, модификацию и снятие с вооружения. Страны НАТО признали важность более тесного взаимодействия на более раннем этапе с отраслями промышленности, действующими в области обороны и безопасности, в рамках процесса создания сил и средств. Союзники также признают необходимость поддержания мощной оборонно-промышленной базы в Европе и по ту и другую стороны Атлантики, в том числе посредством малых и средних предприятий (МСП). Противодействие новым вызовам осуществляется посредством новейших сил и средств. Все чаще силы и средства имеют двойное назначение и приходят в оборонный сектор из гражданского сектора. Поэтому все больше активных усилий направляется на привлечение начинающих компаний, МСП и на расширение диалога с научными кругами и исследовательскими учреждениями. Устойчивая, инновационная и конкурентоспособная в глобальном масштабе промышленность имеет решающее значение для успеха Североатлантического союза. (Дополнительная информация)