NATO MULTIMEDIA ACCOUNT

Access NATO’s broadcast-quality video content free of charge

Register

Create an account

Create an account

Check your inbox and enter verification code

We have sent a verification code to your email address. . Enter the code to verify your account. This code will expire in 30 minutes.
Verification code

Didn't receive a code? Send new Code

You have successfully created your account

From now on you can download videos from our website

Subscribe to our newsletter

If you would also like to subscribe to the newsletter and receive our latest updates, click on the button below.

Reset password

Enter the email address you registered with and we will send you a code to reset your password.

Reset password
Check your inbox and enter verification code
We have sent a verification code to your email address. Enter the code to verify your account. This code will expire in 30 minutes.
Verification code

Didn't receive a code? Send new Code

Create a new password

The password must be at least 12 characters long, no spaces, include upper/lowercase letters, numbers and symbols.

Your password has been updated

Click the button to return to the page you were on and log in with your new password.

Отношения с Украиной

Updated: 07 July 2025

Безопасность Украины имеет большое значение для НАТО и ее государств-членов. Североатлантический союз полностью поддерживает право Украины на самооборону и выбор механизмов обеспечения собственной безопасности. Будущее Украины — в НАТО. Отношения между НАТО и Украиной берут свое начало в 1990-е годы, и с тех пор они стали одним из самых существенных партнерств НАТО. С 2014 года, после незаконной аннексии Россией Крыма, активизировалось сотрудничество в важных областях. После полномасштабного вторжения России в 2022 году НАТО и государства-члены оказывают поддержку на беспрецедентном уровне.

Генеральный секретарь НАТО Марк Рютте вместе с президентом Украины Владимиром Зеленским в Киеве во время своего первого официального визита в должности Генерального секретаря 3 октября 2024 года.

Развитие отношений между НАТО и Украиной

  • Диалог и сотрудничество начались, когда получившая независимость Украина присоединилась к Совету североатлантического сотрудничества (1991 год) и программе «Партнерство ради мира» (1994 год).
  • Укреплению отношений способствовало подписание в 1997 году Хартии об особом партнерстве, а в 2009 году — Декларации о дополнении Хартии, которая подтвердила решение лидеров стран НАТО, принятое на Бухарестском саммите в 2008 году, о том, что Украина будет членом НАТО.
  • Хартией 1997 года была учреждена Комиссия НАТО–Украина - руководящий орган, который отвечал за развитие отношений между НАТО и Украиной и управление деятельностью по сотрудничеству. В 2023 году Комиссия была заменена Советом Украина – НАТО, в котором страны НАТО и Украина заседают как равные члены. Это изменение свидетельствует об укреплении политических связей и растущей интеграции Украины с НАТО.
  • С течением времени сотрудничество углубилось и носит взаимовыгодный характер. Украина располагает большим опытом активного участия в операциях и миссиях под руководством НАТО.

Политическая и практическая поддержка Украины

  • НАТО самым решительным образом осуждает агрессивную войну России против Украины. Эта агрессия серьезно подрывает евроатлантическую и глобальную безопасность и является грубым нарушением международного права. Страны НАТО, согласуясь с соответствующими резолюциями Генеральной Ассамблеи ООН, требуют, чтобы Россия немедленно прекратила использование силы против Украины, а также полностью и безоговорочно вывела все свои силы из Украины.
  • Государства-члены НАТО не признают и никогда не признáют незаконные и противоправные аннексии России, в том числе Крыма. После того, как Россия незаконно аннексировала Крым и начала агрессивные действия на востоке Украины в 2014 году, НАТО усилила поддержку в области создания сил и средств и наращивания потенциала в Украине, наряду с обучением десятков тысяч украинских военнослужащих странами НАТО.
  • С момента проведения Варшавского саммита НАТО 2016 года практическая поддержка изложена во Всеобъемлющем пакете помощи (ВПП) для Украины. На Мадридском саммите в 2022 году государства-члены договорились расширить ВПП и оказать еще большую поддержку Украине. На Вильнюсском саммите в 2023 году союзники договорились о дальнейшем преобразовании ВПП в многолетнюю программу помощи с целью содействия восстановлению украинского сектора безопасности и обороны и перехода Украины к полной оперативной совместимости с НАТО.
  • На Вашингтонском саммите в 2024 году государства-члены приняли решение о создании инициативы НАТО по помощи Украине в области безопасности и обучения (NSATU) для координации предоставления Украине военной техники и обучения государствами-членами и партнерами НАТО. Они также объявили об обязательстве о долгосрочной помощи Украине в области безопасности, для чего выделяется минимальное базовое финансирование в размере 40 миллиардов евро в следующем году и обеспечивается поддержка в области безопасности на устойчивом уровне в будущем. В 2024 году члены НАТО предоставили Украине 50 миллиардов евро. Почти 60 % этих средств поступило от европейских стран-членов и Канады. В 2025 году союзники по НАТО уже выделили дополнительную помощь в области безопасности в размере 35 млрд евро. Ожидается, что эта поддержка продолжится.
  • НАТО неизменно солидарна с правительством и народом Украины в героической защите своей страны, своей земли и наших общих ценностей. Североатлантический союз полностью поддерживает неотъемлемое право Украины на самооборону, закрепленное в статье 51 Устава ООН.

Стремление Украины к членству в НАТО

  • В ответ на стремление Украины к членству в НАТО государства-члены договорились на Бухарестском саммите в 2008 году о том, что Украина станет членом НАТО. Они также договорились в том, что следующим шагом Украины на пути к членству станет План действий по подготовке к членству (ПДПЧ) —  программа политических, экономических, оборонных, ресурсных, правовых реформ, а также реформ в секторе безопасности НАТО для стран-кандидатов. В 2009 году в качестве ключевого инструмента продвижения евроатлантической интеграции и соответствующих реформ в Украине была введена Годовая национальная программа.
  • С 2010 по 2014 год Украина проводила политику неприсоединения, которую прекратила в ответ на агрессию России. В июне 2017 года парламент Украины принял закон, восстанавливающий курс страны на членство в НАТО в качестве стратегической цели внешней политики и политики безопасности. В 2019 году вступила в силу соответствующая поправка к Конституции Украины.
  • В сентябре 2020 года президент Владимир Зеленский утвердил новую Стратегию национальной безопасности Украины, которая предусматривает развитие особого партнерства с НАТО с целью членства в НАТО. В сентябре 2022 года, после незаконной попытки со стороны России аннексировать украинскую территорию, Украина вновь обратилась с запросом о вступлении в НАТО.
  • Признавая возросшую оперативную совместимость Украины и значительный прогресс в проведении реформ, на Вильнюсском саммите 2023 года союзники постановили, что путь Украины к полной евроатлантической интеграции вышел за рамки необходимости в Плане действий по подготовке к членству, в результате чего путь Украины в НАТО из двухэтапного процесса превратился в одноэтапный.
  • Союзники по НАТО вновь подтвердили, что будущее Украины — в НАТО и что они будут продолжать поддерживать Украину на ее необратимом пути к полной евроатлантической интеграции, которая включает членство в НАТО. С этой целью союзники продолжат поддерживать и проводить обзор прогресса Украины в обеспечении оперативной совместимости, а также дополнительные демократические реформы и реформы сектора безопасности. Министры иностранных дел НАТО будут регулярно оценивать прогресс в рамках адаптированной Ежегодной национальной программы. Лидеры союзников вновь подтвердили, что будут в состоянии направить Украине приглашение присоединиться к Североатлантическому союзу, когда государства-члены НАТО придут к согласию, и когда будут соблюдены условия.

Ответ на войну России против Украины

НАТО самым решительным образом осуждает незаконную, неоправданную и неспровоцированную агрессивную войну России против Украины, которая серьезно подрывает евроатлантическую и глобальную безопасность и стабильность и является вопиющим нарушением международного права. Страны НАТО, согласуясь с соответствующими резолюциями Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций (ООН), требуют, чтобы Россия немедленно остановила войну, прекратила использование силы против Украины и полностью и безоговорочно вывела все свои силы из Украины.

Кроме того, страны НАТО призывают Россию полностью соблюдать международное гуманитарное право и предоставить безопасный и беспрепятственный гуманитарный доступ и помощь всем нуждающимся. Военные и другие жестокие преступления России, такие как нападения против гражданского населения и разрушение гражданской инфраструктуры, лишающие миллионы украинцев доступа к базовым услугам, не могут остаться безнаказанными. Все лица, ответственные за ущемление и нарушения прав человека и международного гуманитарного права, особенно в отношении гражданского населения Украины, включая насильственную депортацию детей и связанное с конфликтом сексуальное насилие, должны быть привлечены к ответственности.

Война России также оказала глубокое воздействие на окружающую среду, ядерную безопасность, энергетическую и продовольственную безопасность, глобальную экономику и благополучие миллиардов людей во всем мире. Страны-члены НАТО и Украина решительно осуждают решение России выйти из черноморской зерновой сделки и ее преднамеренные попытки остановить экспорт украинских сельскохозяйственных товаров, от которого зависят сотни миллионов людей во всем мире. Члены НАТО работают, оказывая поддержку продолжающемуся экспорту украинского зерна морским и наземным путем, в том числе в сотрудничестве с Евросоюзом и Организацией Объединенных наций.

После того, как Россия незаконно аннексировала Крым и начала агрессивные действия на востоке Украины в 2014 году, НАТО заняла твердую позицию, которая состоит в полной поддержке суверенитета и территориальной целостности Украины в рамках ее международно признанных границ, включая ее территориальные воды. Страны НАТО решительно осуждают и не будут признавать незаконную и противоправную аннексию Россией Крыма, а также осуждают его временную оккупацию.

Члены НАТО также осудили продолжающуюся с 2014 года агрессию и дестабилизирующую деятельность России на востоке Украины и в регионе Черного моря. НАТО увеличила свое присутствие на Черном море и активизировала морское сотрудничество с Украиной и Грузией.

НАТО также осуждает предпринятую Россией в сентябре 2022 года незаконную попытку аннексировать четыре области Украины — Донецкую, Луганскую, Херсонскую и Запорожскую, — которая является крупнейшей попыткой захвата территории в Европе со времен Второй мировой войны. Псевдореферендумы в этих областях были организованы Москвой и навязаны Украине. Они не имеют никакой легитимности, и НАТО не признáет их. Это украинские земли, и они всегда будут принадлежать Украине. Генеральная Ассамблея ООН, подавляющим большинством голосов осудившая российскую попытку аннексий, направила четкий и мощный сигнал о том, что Россия находится в изоляции, и что мир — на стороне Украины, в защиту основанного на правилах международного порядка.

В результате незаконной и противоправной аннексии Россией Крыма страны НАТО в 2014 году приняли решение приостановить все практическое гражданское и военное сотрудничество с Россией, оставив при этом открытыми политические и военные каналы связи. После полномасштабного вторжения России в Украину в феврале 2022 года союзники по НАТО наложили тяжелые санкции на Россию, чтобы ослабить ее экономику и лишить страну важных технологий и рынков, снизив ее способность быстрее восстанавливать вооруженные силы. Союзники продолжают совершенствовать эти санкции, чтобы усилить давление на Москву. Санкции затрудняют ремонт российской бронетехники и самолетов, изготовление ракет и финансирование войны России.

С 2014 года проводились регулярные консультации в рамках Комиссии НАТО–Украина (КНУ) в условиях непосредственных угроз для территориальной целостности, политической независимости и безопасности Украины. Комиссия проводила чрезвычайные заседания в связи с российской агрессией в Крыму и на востоке Украины в 2014 году, с неоправданным применением Россией военной силы против украинских кораблей вблизи Керченского пролива в ноябре 2018 года и угрожающим наращиванием Россией военной мощи в апреле 2021 года. Другие чрезвычайные заседания Комиссии прошли в штаб-квартире НАТО в январе и феврале 2022 года, в центре их внимания были наращивание Россией военной мощи и неспровоцированное вторжение в Украину. На протяжении всей войны НАТО и Украина проводят в рамках Комиссии консультации по обстановке в области безопасности и поддержке, которую государства-члены оказывают Украине. В июле 2023 года на Вильнюсском саммите Комиссия была преобразована в Совет Украина –  НАТО, что свидетельствует об укреплении политических связей и растущей интеграции Украины в НАТО.

НАТО неизменно солидарна с правительством и народом Украины в героической защите своей страны, своей земли и наших общих ценностей. Североатлантический союз полностью поддерживает право Украины на самооборону закрепленное в статье 51 Устава ООН. Мы остаемся непоколебимыми в нашем обязательстве далее наращивать политическую и практическую поддержку Украины, которая продолжает защищать свою независимость, суверенитет и территориальную целостность в пределах международно признанных границ.

Практическая поддержка Украины

Наряду с политической поддержкой НАТО значительно активизировала практическую помощь Украине. Непосредственно после незаконной и противоправной аннексии Россией Крыма в 2014 году министры иностранных дел стран НАТО договорились о мерах, призванных повысить способность Украины обеспечивать собственную безопасность. Кроме того, они приняли решение и дальше усиливать практическую поддержку Украины на основе значительного укрепления существующих программ сотрудничества, а также развития существенных новых программ.

Всеобъемлющий пакет помощи (ВПП)

На Варшавском саммите в 2016 году меры НАТО в поддержку Украины стали частью Всеобъемлющего пакета помощи (ВПП), который призван поддержать способность Украины обеспечивать собственную безопасность и осуществлять широкомасштабные реформы на основе стандартов НАТО, евроатлантических принципов и передовой практики.

В рамках ВПП НАТО на протяжении многих лет помогает Украине преобразовать сектор безопасности и обороны, предоставляя консультации стратегического уровня через Представительство НАТО в Украине и штаб-квартиру НАТО, и практическую поддержку посредством ряда программ и инициатив по наращиванию потенциала. При помощи этих программ и адресных консультаций НАТО значительно укрепила потенциал и устойчивость сектора безопасности и обороны Украины, а также ее способность противостоять гибридным угрозам. НАТО и государства-члены также оказали широкую поддержку развитию сил и средств, в том числе посредством обучения и подготовки, а также предоставления оборудования.

На Мадридском саммите НАТО в 2022 году союзники договорились усилить ВПП и оказать еще большую поддержку Украине. Усиленный ВПП включает инициативы по предоставлению Украине немедленной, краткосрочной, нелетальной военной помощи, а также структуры для увеличения долгосрочной поддержки со стороны НАТО. На Вильнюсском саммите в 2023 году государства-члены договорились о дальнейшем преобразовании ВПП в многолетнюю программу помощи Украине на основе устойчивого и прогнозируемого финансирования. На более долгосрочной основе помощь предоставляется по трем основным направлениям: восстановление, институциональные преобразования и переход к оперативной совместимости с НАТО.

Подробнее: Всеобъемлющий пакет помощи Украине (ВПП)

Совместный центр Украина – НАТО по анализу, подготовке и образованию (JATEC)

Совместный центр Украина – НАТО по анализу, подготовке и образованию (JATEC) в Быдгоще (Польша) — это первая совместная организация НАТО и Украины и важный элемент отношений между НАТО и Украиной. В этом центре сотрудники Украины и НАТО работают рука об руку над выявлением и применением уроков, извлеченных из войны России против Украины, а также над внедрением их в стратегии, политику и операции Украины. Это помогает укреплять украинские вооруженные силы и консолидировать их оперативную совместимость с силами НАТО.

JATEC входит в структуру органов военного управления НАТО и подчиняется непосредственно Командованию НАТО по трансформации. С момента открытия Центр реализовал проекты, сосредоточенные на противовоздушной обороне, защите критически важной инфраструктуры, сосредоточенных на инфраструктуре и обеспечении устойчивости.

В феврале 2024 года министры обороны НАТО и Украины договорились о создании JATEC. На Вашингтонском саммите в июле 2024 года лидеры стран НАТО одобрили его создание в качестве военно-гражданского центра со статусом военного штаба НАТО. JATEC официально открылся в феврале 2025 года.

Инициатива НАТО по помощи Украине в области безопасности и обучения (NSATU)

Инициатива НАТО по помощи Украине в области безопасности и обучения (NSATU) —  командование НАТО, которое координирует предоставление военной техники и обучения Украине странами-членами и странами-партнерами НАТО. Это включает в себя:

  • координацию обучения украинских сил, проводимого союзниками НАТО на объектах в странах-союзницах;
  • координацию поставок от доноров военного имущества на десятки миллиардов евро, такого как зенитные ракеты «Стингер» и танки «Леопард 2»;
  • управление ремонтом и техническим обслуживанием техники и ее переброской в логистические центры в восточной части союза (НАТО не участвует в дальнейшей доставке помощи в саму Украину); и
  • поддержку долгосрочного развития вооруженных сил Украины, обеспечивающую дальнейшую интеграцию и повышение оперативной совместимости Украины с НАТО.

NSATU ставит помощь Украине в сфере безопасности на долгосрочную основу, обеспечивая усиленную, предсказуемую и согласованную поддержку в течение длительного времени. Он объединяет большую часть помощи в сфере безопасности, оказываемой Украине международным сообществом, в единую всеобъемлющую структуру, улучшая координацию, подотчетность и распределение бремени между союзниками. NSATU, действующая только на территории союзников, помогает Украине отстаивать свое право на самооборону, закрепленное в Уставе ООН; согласно международному праву, она не делает НАТО стороной конфликта.

NSATU базируется в Висбадене (Германия) и имеет три логистических центра в восточной части Североатлантического союза. Ее возглавляет трехзвездный генерал, подчиняющийся Верховному главнокомандующему объединенными вооруженными силами НАТО в Европе (ВГК ОВС НАТО). В ней задействовано около 700 человек из стран-членов и партнеров НАТО, в том числе из Украины.

Решение о создании NSATU было принято лидерами стран НАТО на саммите в Вашингтоне в июле 2024 года. По состоянию на декабрь 2024 года NSATU создана и функционирует. В начале января 2025 года НАТО приняла от Соединенных Штатов командование и управление силами и средствами противовоздушной обороны в Польше, которые обеспечивают безопасность логистических центров NSATU.

Обязательство о долгосрочной помощи Украине в сфере безопасности

С тех пор как началась российская военная агрессия против Украины союзники по НАТО оказывают беспрецедентную политическую, экономическую, военную, финансовую и гуманитарную поддержку, включая военную помощь в размере около 40 млрд евро в год. Союзники также задействовали свой оборонно-промышленный потенциал для удовлетворения потребностей Украины. Все это дает существенный эффект, позволяя Украине эффективно защищаться и наносить России реальные и серьезные потери.

На Вашингтонском саммите в 2024 году лидеры государств-членов объявили об обязательстве о долгосрочной помощи Украине в сфере безопасности. За счет пропорциональных взносов государства-члены договорились предоставить минимальное базовое финансирование в размере 40 миллиардов евро в следующем году и обеспечить поддержку в области безопасности на устойчивом уровне, чтобы Украина смогла одержать победу. В 2024 году союзники по НАТО значительно превысили этот показатель, предоставив более 50 миллиардов евро. Почти 60 % этих средств поступило от европейских стран-членов и Канады. В 2025 году союзники по НАТО уже выделили дополнительную помощь в области безопасности в размере 35 млрд евро. Ожидается, что эта поддержка продолжится.

Государства-члены дважды в год отчитываются перед НАТО о поддержке, предоставленной в рамках этого обязательства. На основании этого Генеральный секретарь предоставляет странам НАТО обзор всех взносов, о которых получено уведомление. Главы государств и правительств проведут переоценку взносов членов НАТО на будущих саммитах организации.

Финансирование практической поддержки Украине

Помимо оказания помощи в области безопасности непосредственно Украине, страны-члены также финансируют предоставляемую Украине поддержку через НАТО. Практическая поддержка, которая предоставляется Украине со стороны союза, организована через два основных канала финансирования: Целевой фонд ВПП для Украины и гражданский бюджет НАТО.

Целевой фонд ВПП для Украины

Начиная с 2014 года было создано несколько целевых фондов в рамках ВПП, через которые выделялись ресурсы на поддержание развития сил и средств и устойчивого наращивания потенциала в ключевых областях. В 2021 году НАТО объединила и преобразовала все существовавшие целевые фонды, используемые для поддержки Украины, в единый Целевой фонд ВПП для Украины. Целевой фонд ВПП для Украины позволяет выделять ресурсы на связанную с Украиной деятельность через единый специализированный инструмент — гибкий и масштабируемый фонд для краткосрочной нелетальной военной помощи (тыловое обеспечение длительных действий войск) Украине, а также для долгосрочной поддержки в создании потенциала.  По состоянию на июнь 2025 года союзники по НАТО и партнеры внесли в Целевой фонд ВПП для Украины свыше 1 млрд евро (около 1,1 млрд долларов США).

Целевой фонд NSATU

Целевой фонд NSATU, управляемый Соединенным Королевством, позволяет NSATU оперативно удовлетворять неотложные потребности Украины в условиях военного времени. С этой целью он содействует быстрой закупке и доставке неотложных товаров и услуг для украинских вооруженных сил. Он также поможет структурировать регулярную военную помощь как устойчивую составляющую военной кампании.

Увеличение гражданского бюджета НАТО для поддержки Украины

На Мадридском саммите 2022 года лидеры стран НАТО договорились в рамках повестки дня НАТО на 2030 год задать новый ритм обучению и наращиванию потенциала, в том числе для партнеров, и ежегодно повышать предельные уровни общего финансирования НАТО в реальном выражении. Это повышение началось в 2023 году и является прогнозируемым источником финансирования союзников для достижения результатов в этих жизненно важных областях.

С января 2023 года по 2025 финансовый год включительно почти 35 миллионов евро было выделено на совместные инициативы в области безопасности для дальнейшей поддержки отдельных стран-партнеров, включая Украину. В рамках ВПП этот ключевой источник финансирования позволяет разрабатывать и реализовывать проекты в таких областях, как оборонное планирование и оперативная совместимость, управление и этические основы, непосредственная нелетальная практическая поддержка, информационные технологии, а также образование и подготовка.

Поддержка Украины со стороны стран-членов НАТО на двусторонней основе

НАТО приветствует двусторонние долгосрочные обязательства в сфере безопасности, которые государства-члены и партнеры НАТО согласовали с Украиной на основе Совместной декларации «Большой семерки» о поддержке Украины, принятой на Вильнюсском саммите 2023 года.

Эти соглашения взаимно подкрепляют друг друга и являются свидетельством общей и непоколебимой приверженности Украине как свободному, независимому, демократическому и суверенному государству в пределах международно признанных границ, способного защитить себя и сдержать агрессию в будущем. Эти обязательства, а также решения, принятые на Вашингтонском саммите 2024 года, обеспечивают постоянную и длительную поддержку Украины в деле защиты ее суверенитета и территориальной целостности, а также поддерживают евроатлантическую интеграцию Украины.

Представительство НАТО в Украине

Представительство НАТО в Украине содействует политическому и военному диалогу и сотрудничеству между Североатлантическим союзом и Украиной, а также координирует практическую поддержку Украины со стороны НАТО.

Ключевая роль Представительства заключается в предоставлении консультативной помощи сектору безопасности и обороны Украины, помогая Украине в переходе ее вооруженных сил к полной оперативной совместимости с НАТО и реализации ее адаптированной Годовой национальной программы. Представительство также является одной из главных заинтересованных сторон в координации Всеобъемлющего пакета помощи — общих рамок, на основе которых НАТО оказывает практическую поддержку Украине, и руководит деятельностью НАТО по информированию общественности в Украине.

Главными задачами Представительства являются:

  • поддержание контактов с украинскими министерствами и ведомствами, активизация политического и практического диалога между НАТО и Украиной;
  • консультирование украинских властей по поводу деятельности в поддержку партнерства между НАТО и Украиной и реформ, в частности, министерств иностранных дел, обороны и внутренних дел; Совета национальной безопасности и обороны; Службы безопасности Украины; Парламента и неправительственных организаций;
  • повышение осведомленности и углубление понимания НАТО в Украине;
  • информирование украинской общественности о ключевых мероприятиях в рамках сотрудничества между НАТО и Украиной; и
  • предоставление консультаций и поддержки украинским учреждениям в области создания потенциала стратегических коммуникаций.

Поскольку НАТО и Украина все дальше развивают сотрудничество и укрепляют политическую интеграцию Украины с НАТО, Североатлантический союз усиливает Представительство НАТО в Украине и увеличивает штат его сотрудников в Киеве. С этой целью в июле 2024 года Генеральный секретарь назначил старшего представителя НАТО во главе Представительства и для координации взаимодействия НАТО с украинскими властями в Киеве.

Представительство НАТО в Украине было создано в сентябре 2015 года путем слияния двух уже существовавших структур: Центра информации и документации НАТО (ЦИДН) и Бюро по связи НАТО. ЦИДН был открыт в Киеве в 1997 году для поддержки усилий по информированию украинской общественности о деятельности НАТО и преимуществах сотрудничества между НАТО и Украиной. ЦИДН является частью Управления общественной дипломатии НАТО, ранее именовавшегося Отделом информации и прессы НАТО, и стал первым информационным бюро, созданным НАТО в стране-партнере и открытым для широкой общественности. Бюро по связи было создано в Киеве в апреле 1999 года для содействия участию Украины в программе «Партнерство ради мира» (ПРМ) и поддержки усилий Украины в области оборонной реформы.

Развитие отношений между НАТО и Украиной

Официальные отношения между НАТО и Украиной начались в 1991 году, когда новая независимая страна присоединилась к Совету евроатлантического сотрудничества (СЕАС), форуму для диалога и сотрудничества между союзниками по НАТО и их бывшими противниками из организации Варшавского договора. Несколько лет спустя, в 1994 году, Украина присоединилась к программе «Партнерство ради мира» (ПРМ) – программе практического двустороннего сотрудничества между отдельными странами-партнерами и НАТО. Она была одним из членов-основателей Совета евроатлантического партнерства (СЕАП), который заменил СЕАС в мае 1997 года.

Фундаментом отношений между НАТО и Украиной остается Хартия об особом партнерстве июля 1997 года. Хартией была учреждена Комиссия НАТО–Украина (КНУ), как руководящий орган, который отвечал за развитие отношений между НАТО и Украиной. Комиссия направляла совместную деятельность по сотрудничеству и являлась форумом для консультаций между странами НАТО и Украиной по вопросам безопасности, представляющим общий интерес.

Декларация о дополнении Хартии, подписанная в 2009 году в качестве последующей меры по выполнению решений, принятых на Бухарестском саммите НАТО в 2008 году, закрепила за Комиссией центральную роль в углублении политического диалога и сотрудничества в целях поддержания усилий Украины в области реформ, касающихся ее евроатлантических устремлений к членству в НАТО. Основным инструментом оказания поддержки этому процессу является Годовая национальная программа (ГНП), которая отражает цели национальной реформы Украины и ежегодные планы осуществления. ГНП состояла из пяти разделов, посвященных политическим и экономическим, оборонным и военным, ресурсным, правовым вопросам, а также вопросам безопасности. Это включает реформы, связанные с такими областями, как надлежащее управление, борьба с коррупцией, верховенство права, права человека, а также с сектором безопасности и обороны в соответствии с евроатлантическими принципами и стандартами.

Страны НАТО ежегодно проводят оценку осуществления ГНП. Обязанности по ее осуществлению лежат, прежде всего, на Украине. Комиссия по вопросам координации евроатлантической интеграции Украины, возглавляемая заместителем премьер-министра по вопросам европейской и евроатлантической интеграции, обеспечивает общую координацию ее реализации государственными органами.

В 2023 году был создан Совет Украина – НАТО, который стал преемником Комиссии НАТО-Украина. Переход от Комиссии к Совету свидетельствует об укреплении политических связей и растущей интеграции Украины с НАТО. В формате Совета Украина заседает в качестве равноправного участника наряду со всеми странами-членами НАТО. Совет может созываться как Генеральным секретарем, так и отдельными его участниками, включая Украину, для проведения консультаций в условиях кризиса. Инаугурационное заседание Совета Украина – НАТО состоялось 12 июля 2023 года на саммите в Вильнюсе.

Более широкое сотрудничество

С 2014 года, после незаконной аннексии Россией Крыма, сотрудничество между НАТО и Украиной активизировалось в важнейших областях. После полномасштабного вторжения России в Украину, начавшегося в феврале 2022 года, НАТО и страны-члены оказали Украине поддержку на беспрецедентном уровне.

Но оказание НАТО поддержки Украине и деятельность в партнерстве с этой страной начались не в 2014 или 2022 году. Практическое сотрудничество между НАТО и Украиной продолжается с 1990-х годов. На протяжении многих лет велось взаимовыгодное сотрудничество Украины с НАТО, охватывавшее широкий спектр деятельности – от наращивания потенциала и оперативной совместимости Украины с силами НАТО до содействия реформам в секторе обороны и безопасности Украины и поддержки невоенных видов деятельности, таких как совместные научные исследования и общественная дипломатия.

Сотрудничество НАТО с Украиной осуществляется в рамках следующих программ и инициатив:

Дорожная карта Украина – НАТО по сотрудничеству в области инноваций

На саммите в Вашингтоне в 2024 году лидеры НАТО и Украины одобрили Дорожную карту Украина – НАТО по сотрудничеству в области инноваций. В этом соглашении преследуются пыть ключевых целей:

  • содействие удовлетворению насущных потребностей Украины с помощью инновационных решений;
  • укрепление системы инноваций Украины и повышение ее устойчивости;
  • усиление сотрудничества между инновационными сетями НАТО и Украины;
  • обмен передовым опытом в области украинских технологий и тактики; и
  • содействие военным инновациям и технологическим изменений в НАТО.

Согласно дорожной карте, НАТО становится центральной платформой, через которую Украина может уведомлять о своих потребностях в новых технологиях, поощрять инновации и привлекать государственный и частный сектор к удовлетворению этих потребностей. Она также способствует укреплению связей между инновационными инициативами НАТО и Украины, в том числе посредством конкурсов, хакатонов и других совместных мероприятий. Например, в июне 2024 года НАТО и Украина провели первый совместный Форум новаторов в области обороны, который собрал более 450 технологических стартапов, инвесторов, исследователей и государственных чиновников. Эти и подобные усилия помогут раскрыть инновационный потенциал Украины и обеспечить, чтобы НАТО и Украина смогли найти инновационные решения реальных оперативных задач.

Платформа Украина – НАТО по противодействию гибридной войне

На фоне начальных этапов войны России против Украины – не только незаконной аннексии Крыма в 2014 году, но и использования кибернападений, дезинформации и других гибридных действий в последующие годы – на Варшавском саммите НАТО в июле 2016 года была создана Платформа Украина – НАТО по противодействию гибридной войне. Она обеспечивает механизм, позволяющий лучше выявлять гибридные угрозы и наращивать потенциал в области определения уязвимых мест и укрепления устойчивости государства и общества. В настоящее время осуществляются проекты в поддержку исследований, проводятся учебная подготовка и консультации экспертов, в ходе которых основное внимание уделяется извлеченным урокам, противодействию дезинформации и повышению устойчивости.

Консультативная группа поддержки по вопросам устойчивости

После нелегальной аннексии Россией Крыма и дестабилизации на востоке Украины в 2014 году эксперты предоставляли консультации Украине по планам действий в особой обстановке и мерам кризисного регулирования с целью защиты критически важных объектов энергетической инфраструктуры и гражданского населения. Сегодня сотрудничество ориентировано на повышение национального потенциала гражданской готовности и устойчивости. В 2019 году Консультативная группа поддержки по вопросам устойчивости разработала для украинских учреждений рекомендации по повышению устойчивости государства. По просьбе Украины, в начале февраля 2022 года, до начала широкомасштабного вторжения России Консультативная группа поддержки по вопросам устойчивости провела дальнейшие консультации, предоставив технические рекомендации по обеспечению долгосрочной устойчивости и мер гражданской готовности. Украина также регулярно участвует в мероприятиях, организуемых Евроатлантическим координационным центром реагирования на стихийные бедствия и катастрофы, и сама принимала многочисленные учения по реагированию на бедствия.

Процесс планирования и анализа

Участие в процессе планирования и анализа помогает Украине ставить и достигать масштабных, но реалистичных целей для проведения реформ сектора обороны и безопасности, трансформации и создания потенциала; для повышения способности своих сил действовать совместно с силами государств-членов и стран-партнеров НАТО в операциях по реагированию на кризис и операциях по поддержанию мира; и для расширения возможностей Украины принимать на своей территории силы государств-членов и стран-партнеров НАТО в целях проведения учений и учебной подготовки.

Процесс НАТО по укреплению этических основ

С 2007 года Украина участвует в Инициативе по укреплению этических основ, которая предоставляет практическое содействие и консультации по укреплению этических основ, подотчетности и транспарентности в секторе обороны и безопасности. В октябре 2019 года девять учреждений сектора обороны и безопасности Украины завершили самооценку и экспертную оценку в области укрепления этических основ НАТО, которые обеспечили тщательную оценку институциональных потребностей и уязвимых мест и предложили ряд директивных рекомендаций на секторальном уровне для совершенствования надлежащего управления и осуществления устойчивых антикоррупционных реформ в секторе обороны и связанном с ним секторе безопасности. На этой основе адресная программа мероприятий продолжает оказывать поддержку в области наращивания потенциала на двух уровнях: предоставление институтам конкретных экспертных знаний для совершенствования надлежащего управления и управления оборонными ресурсами (финансовыми, людскими и материальными) и проведение мероприятий по учебно-образовательной подготовке для развития индивидуальных способностей и укрепления организационной культуры этичности.

Программа НАТО по углублению военного образования

С 2013 г. в рамках Программы по углублению военного образования оказывается помощь в совершенствовании и реструктуризации систем военного образования и профессиональной подготовки. Особое внимание уделяется восьми военным высшим учебным заведениям и пяти учебным центрам для военнослужащих сержантского состава. Кроме того, благодаря Программе предоставляются консультации по вопросам управления академиями и университетами, оказывается поддержка профессорско-преподавательскому составу в области методов преподавания и помощь в разработке курсов по развитию руководящих навыков и процессу принятия решений. Для офицеров в данной программе основное внимание уделяется разработке учебных планов и повышению квалификации преподавателей, подготовке инструкторов, обучению английскому языку, развитию профессиональных навыков, разработке системы учета накопленного опыта, системам электронного обучения и повышению институционального потенциала. Для военнослужащих сержантского состава акцент делается на обучении инструкторов, обучении инструкторов по огневой подготовке и обучению командиров боевых отделений.

Программа НАТО по обмену данными о воздушной обстановке 

Украина присоединилась к Программе по обмену данными о воздушной обстановке в июле 2006 года. Эта программа повышает осведомленность и безопасность полетов за счет взаимного обмена данными о воздушной обстановке, что повышает оперативную эффективность противовоздушной обороны за счет идентификации, классификации и потенциального согласования действий летательных аппаратов. Этот потенциал приобрел особую оперативную актуальность и пользу после дальнейшего вторжения России на территорию Украины, начиная с февраля 2022 года. НАТО тесно сотрудничает с Украиной в целях предоставления как можно более актуальной информации.

План работы Военного комитета с Украиной

Участие в широком спектре военных мероприятий и учений в рамках Плана работы Военного комитета с Украиной направлено на повышение оперативной совместимости и оперативного потенциала Вооруженных сил Украины, а также вносит существенный вклад в проводимую реформу сектора обороны и безопасности.

Программа оценки и обратной связи Концепции оперативных потенциалов

Активное участие Украины в Программе оценки и обратной связи Концепции оперативных потенциалов НАТО поддерживает дальнейшее развитие Вооруженных сил, позволяя при этом Североатлантическому союзу формировать специально предназначенные комплекты сил, которые могут быть развернуты в поддержку операций и миссий под руководством НАТО.

Программа «Наука ради мира и безопасности»

С 1991 года Украина активно участвует в программе НАТО «Наука ради мира и безопасности». Рабочая группа по научному и экологическому сотрудничеству способствует определению приоритетных областей практического научного сотрудничества в рамках программы НРМБ. С 2014 года в ответ на кризис в Украине произошло укрепление сотрудничества в области гражданской науки и технологий, связанных с безопасностью, и с тех пор Украина стала крупнейшим бенефициаром программы НРМБ. Ведущие направления сотрудничества с Украиной в рамках программы НРМБ включают передовые технологии, борьбу с терроризмом, защиту от радиологических, химических, биологических и ядерных (РХБЯ) веществ, а также энергетическую и экологическую безопасность. Среди этих мероприятий следует отметить участие Украины в программе «Декстер», которая разрабатывает интегрированную систему обнаружения взрывчатых веществ и огнестрельного оружия в общественных местах.

Другие инициативы

Помимо перечисленных выше программ, Украина участвует во многих других инициативах, организованных через консультативную миссию Представительства НАТО в Украине.

  • НАТО оказывает поддержку Украине в выполнении резолюции 1325 Совета Безопасности Организации Объединенных Наций оженщинах, мире и безопасности.
  • Была разработана правовая база, которая позволяет Украине и НАТО и дальше развивать оперативную составляющую сотрудничества; она включает Соглашение о статусе сил «Партнерства ради мира» (ПРМ) (вступило в силу в мае 2000 года); Соглашение о поддержке принимающей страны (ратифицировано в марте 2004 года); и Соглашение о стратегических воздушных перевозках (ратифицировано в октябре 2006 года).
  • В июне 2020 года Украина стала партнером с расширенными возможностями. Этот статус предоставляется тем участникам Инициативы НАТО по оперативной совместимости с партнерами, которые внесли особенно значительный вклад в операции НАТО и в достижение других целей Североатлантического союза. Статус партнера с расширенными возможностями способствует сотрудничеству, предоставляя Украине преимущественный доступ к инструментам обеспечения оперативной совместимости НАТО, включая учения, учебную подготовку, обмен информацией и осведомленность об обстановке. Другими партнерами с расширенными возможностями являются Австралия, Грузия и Иордания.
  • Украина также нарастила потенциал и повысила оперативную совместимость посредством участия в Силах реагирования НАТО.

Поддержка операций и миссий под руководством НАТО

Украина оказывала содействие операциям по поддержанию мира в Боснии и Герцеговине. Она также участвовала в Силах для Косово (СДК), в том числе выделяя инженерно-саперное подразделение с тяжелым оборудованием, обладающее потенциалом борьбы с самодельными взрывными устройствами.

В поддержку Международных сил содействия безопасности (ИСАФ) в Афганистане Украина предоставляла право на пролет над своей территорией, позволяла осуществлять транзит предметов снабжения и выделяла медицинский персонал в поддержку групп восстановления провинций в Афганистане, а также инструкторов в состав Миссии НАТО по учебной подготовке в Афганистане. После завершения миссии ИСАФ в 2014 году Украина оказывала поддержку последующей миссии «Решительная поддержка» (2015-2021 годы) по учебной подготовке, консультированию и оказанию содействия афганским силам безопасности.

С марта 2005 года Украина выделяла офицеров в состав Миссии НАТО по учебной подготовке в Ираке, которая завершилась в декабре 2011 года.

С 2007 по 2010 год Украина шесть раз развертывала свои корабли в поддержку «Эктив индевор» — контртеррористической операции по наблюдению за морским пространством в Средиземном море. В 2013 году она также участвовала в операции НАТО по борьбе с пиратством «Оушен шилд». После начала морской операции «Си гардиан» в 2016 году Украина предоставляла информацию для обеспечения осведомленности НАТО об обстановке на Черном море и вокруг него.