From now on you can download videos from our website
If you would also like to subscribe to the newsletter and receive our latest updates, click on the button below.
Enter the email address you registered with and we will send you a code to reset your password.
Didn't receive a code? Send new Code
The password must be at least 12 characters long, no spaces, include upper/lowercase letters, numbers and symbols.
Click the button to return to the page you were on and log in with your new password.
Updated: 07 July 2025
Безопасность Украины имеет большое значение для НАТО и ее государств-членов. Североатлантический союз полностью поддерживает право Украины на самооборону и выбор механизмов обеспечения собственной безопасности. Будущее Украины — в НАТО. Отношения между НАТО и Украиной берут свое начало в 1990-е годы, и с тех пор они стали одним из самых существенных партнерств НАТО. С 2014 года, после незаконной аннексии Россией Крыма, активизировалось сотрудничество в важных областях. После полномасштабного вторжения России в 2022 году НАТО и государства-члены оказывают поддержку на беспрецедентном уровне.
НАТО самым решительным образом осуждает незаконную, неоправданную и неспровоцированную агрессивную войну России против Украины, которая серьезно подрывает евроатлантическую и глобальную безопасность и стабильность и является вопиющим нарушением международного права. Страны НАТО, согласуясь с соответствующими резолюциями Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций (ООН), требуют, чтобы Россия немедленно остановила войну, прекратила использование силы против Украины и полностью и безоговорочно вывела все свои силы из Украины.
Кроме того, страны НАТО призывают Россию полностью соблюдать международное гуманитарное право и предоставить безопасный и беспрепятственный гуманитарный доступ и помощь всем нуждающимся. Военные и другие жестокие преступления России, такие как нападения против гражданского населения и разрушение гражданской инфраструктуры, лишающие миллионы украинцев доступа к базовым услугам, не могут остаться безнаказанными. Все лица, ответственные за ущемление и нарушения прав человека и международного гуманитарного права, особенно в отношении гражданского населения Украины, включая насильственную депортацию детей и связанное с конфликтом сексуальное насилие, должны быть привлечены к ответственности.
Война России также оказала глубокое воздействие на окружающую среду, ядерную безопасность, энергетическую и продовольственную безопасность, глобальную экономику и благополучие миллиардов людей во всем мире. Страны-члены НАТО и Украина решительно осуждают решение России выйти из черноморской зерновой сделки и ее преднамеренные попытки остановить экспорт украинских сельскохозяйственных товаров, от которого зависят сотни миллионов людей во всем мире. Члены НАТО работают, оказывая поддержку продолжающемуся экспорту украинского зерна морским и наземным путем, в том числе в сотрудничестве с Евросоюзом и Организацией Объединенных наций.
После того, как Россия незаконно аннексировала Крым и начала агрессивные действия на востоке Украины в 2014 году, НАТО заняла твердую позицию, которая состоит в полной поддержке суверенитета и территориальной целостности Украины в рамках ее международно признанных границ, включая ее территориальные воды. Страны НАТО решительно осуждают и не будут признавать незаконную и противоправную аннексию Россией Крыма, а также осуждают его временную оккупацию.
Члены НАТО также осудили продолжающуюся с 2014 года агрессию и дестабилизирующую деятельность России на востоке Украины и в регионе Черного моря. НАТО увеличила свое присутствие на Черном море и активизировала морское сотрудничество с Украиной и Грузией.
НАТО также осуждает предпринятую Россией в сентябре 2022 года незаконную попытку аннексировать четыре области Украины — Донецкую, Луганскую, Херсонскую и Запорожскую, — которая является крупнейшей попыткой захвата территории в Европе со времен Второй мировой войны. Псевдореферендумы в этих областях были организованы Москвой и навязаны Украине. Они не имеют никакой легитимности, и НАТО не признáет их. Это украинские земли, и они всегда будут принадлежать Украине. Генеральная Ассамблея ООН, подавляющим большинством голосов осудившая российскую попытку аннексий, направила четкий и мощный сигнал о том, что Россия находится в изоляции, и что мир — на стороне Украины, в защиту основанного на правилах международного порядка.
В результате незаконной и противоправной аннексии Россией Крыма страны НАТО в 2014 году приняли решение приостановить все практическое гражданское и военное сотрудничество с Россией, оставив при этом открытыми политические и военные каналы связи. После полномасштабного вторжения России в Украину в феврале 2022 года союзники по НАТО наложили тяжелые санкции на Россию, чтобы ослабить ее экономику и лишить страну важных технологий и рынков, снизив ее способность быстрее восстанавливать вооруженные силы. Союзники продолжают совершенствовать эти санкции, чтобы усилить давление на Москву. Санкции затрудняют ремонт российской бронетехники и самолетов, изготовление ракет и финансирование войны России.
С 2014 года проводились регулярные консультации в рамках Комиссии НАТО–Украина (КНУ) в условиях непосредственных угроз для территориальной целостности, политической независимости и безопасности Украины. Комиссия проводила чрезвычайные заседания в связи с российской агрессией в Крыму и на востоке Украины в 2014 году, с неоправданным применением Россией военной силы против украинских кораблей вблизи Керченского пролива в ноябре 2018 года и угрожающим наращиванием Россией военной мощи в апреле 2021 года. Другие чрезвычайные заседания Комиссии прошли в штаб-квартире НАТО в январе и феврале 2022 года, в центре их внимания были наращивание Россией военной мощи и неспровоцированное вторжение в Украину. На протяжении всей войны НАТО и Украина проводят в рамках Комиссии консультации по обстановке в области безопасности и поддержке, которую государства-члены оказывают Украине. В июле 2023 года на Вильнюсском саммите Комиссия была преобразована в Совет Украина – НАТО, что свидетельствует об укреплении политических связей и растущей интеграции Украины в НАТО.
НАТО неизменно солидарна с правительством и народом Украины в героической защите своей страны, своей земли и наших общих ценностей. Североатлантический союз полностью поддерживает право Украины на самооборону закрепленное в статье 51 Устава ООН. Мы остаемся непоколебимыми в нашем обязательстве далее наращивать политическую и практическую поддержку Украины, которая продолжает защищать свою независимость, суверенитет и территориальную целостность в пределах международно признанных границ.
Наряду с политической поддержкой НАТО значительно активизировала практическую помощь Украине. Непосредственно после незаконной и противоправной аннексии Россией Крыма в 2014 году министры иностранных дел стран НАТО договорились о мерах, призванных повысить способность Украины обеспечивать собственную безопасность. Кроме того, они приняли решение и дальше усиливать практическую поддержку Украины на основе значительного укрепления существующих программ сотрудничества, а также развития существенных новых программ.
На Варшавском саммите в 2016 году меры НАТО в поддержку Украины стали частью Всеобъемлющего пакета помощи (ВПП), который призван поддержать способность Украины обеспечивать собственную безопасность и осуществлять широкомасштабные реформы на основе стандартов НАТО, евроатлантических принципов и передовой практики.
В рамках ВПП НАТО на протяжении многих лет помогает Украине преобразовать сектор безопасности и обороны, предоставляя консультации стратегического уровня через Представительство НАТО в Украине и штаб-квартиру НАТО, и практическую поддержку посредством ряда программ и инициатив по наращиванию потенциала. При помощи этих программ и адресных консультаций НАТО значительно укрепила потенциал и устойчивость сектора безопасности и обороны Украины, а также ее способность противостоять гибридным угрозам. НАТО и государства-члены также оказали широкую поддержку развитию сил и средств, в том числе посредством обучения и подготовки, а также предоставления оборудования.
На Мадридском саммите НАТО в 2022 году союзники договорились усилить ВПП и оказать еще большую поддержку Украине. Усиленный ВПП включает инициативы по предоставлению Украине немедленной, краткосрочной, нелетальной военной помощи, а также структуры для увеличения долгосрочной поддержки со стороны НАТО. На Вильнюсском саммите в 2023 году государства-члены договорились о дальнейшем преобразовании ВПП в многолетнюю программу помощи Украине на основе устойчивого и прогнозируемого финансирования. На более долгосрочной основе помощь предоставляется по трем основным направлениям: восстановление, институциональные преобразования и переход к оперативной совместимости с НАТО.
Подробнее: Всеобъемлющий пакет помощи Украине (ВПП)
Совместный центр Украина – НАТО по анализу, подготовке и образованию (JATEC) в Быдгоще (Польша) — это первая совместная организация НАТО и Украины и важный элемент отношений между НАТО и Украиной. В этом центре сотрудники Украины и НАТО работают рука об руку над выявлением и применением уроков, извлеченных из войны России против Украины, а также над внедрением их в стратегии, политику и операции Украины. Это помогает укреплять украинские вооруженные силы и консолидировать их оперативную совместимость с силами НАТО.
JATEC входит в структуру органов военного управления НАТО и подчиняется непосредственно Командованию НАТО по трансформации. С момента открытия Центр реализовал проекты, сосредоточенные на противовоздушной обороне, защите критически важной инфраструктуры, сосредоточенных на инфраструктуре и обеспечении устойчивости.
В феврале 2024 года министры обороны НАТО и Украины договорились о создании JATEC. На Вашингтонском саммите в июле 2024 года лидеры стран НАТО одобрили его создание в качестве военно-гражданского центра со статусом военного штаба НАТО. JATEC официально открылся в феврале 2025 года.
Инициатива НАТО по помощи Украине в области безопасности и обучения (NSATU) — командование НАТО, которое координирует предоставление военной техники и обучения Украине странами-членами и странами-партнерами НАТО. Это включает в себя:
NSATU ставит помощь Украине в сфере безопасности на долгосрочную основу, обеспечивая усиленную, предсказуемую и согласованную поддержку в течение длительного времени. Он объединяет большую часть помощи в сфере безопасности, оказываемой Украине международным сообществом, в единую всеобъемлющую структуру, улучшая координацию, подотчетность и распределение бремени между союзниками. NSATU, действующая только на территории союзников, помогает Украине отстаивать свое право на самооборону, закрепленное в Уставе ООН; согласно международному праву, она не делает НАТО стороной конфликта.
NSATU базируется в Висбадене (Германия) и имеет три логистических центра в восточной части Североатлантического союза. Ее возглавляет трехзвездный генерал, подчиняющийся Верховному главнокомандующему объединенными вооруженными силами НАТО в Европе (ВГК ОВС НАТО). В ней задействовано около 700 человек из стран-членов и партнеров НАТО, в том числе из Украины.
Решение о создании NSATU было принято лидерами стран НАТО на саммите в Вашингтоне в июле 2024 года. По состоянию на декабрь 2024 года NSATU создана и функционирует. В начале января 2025 года НАТО приняла от Соединенных Штатов командование и управление силами и средствами противовоздушной обороны в Польше, которые обеспечивают безопасность логистических центров NSATU.
С тех пор как началась российская военная агрессия против Украины союзники по НАТО оказывают беспрецедентную политическую, экономическую, военную, финансовую и гуманитарную поддержку, включая военную помощь в размере около 40 млрд евро в год. Союзники также задействовали свой оборонно-промышленный потенциал для удовлетворения потребностей Украины. Все это дает существенный эффект, позволяя Украине эффективно защищаться и наносить России реальные и серьезные потери.
На Вашингтонском саммите в 2024 году лидеры государств-членов объявили об обязательстве о долгосрочной помощи Украине в сфере безопасности. За счет пропорциональных взносов государства-члены договорились предоставить минимальное базовое финансирование в размере 40 миллиардов евро в следующем году и обеспечить поддержку в области безопасности на устойчивом уровне, чтобы Украина смогла одержать победу. В 2024 году союзники по НАТО значительно превысили этот показатель, предоставив более 50 миллиардов евро. Почти 60 % этих средств поступило от европейских стран-членов и Канады. В 2025 году союзники по НАТО уже выделили дополнительную помощь в области безопасности в размере 35 млрд евро. Ожидается, что эта поддержка продолжится.
Государства-члены дважды в год отчитываются перед НАТО о поддержке, предоставленной в рамках этого обязательства. На основании этого Генеральный секретарь предоставляет странам НАТО обзор всех взносов, о которых получено уведомление. Главы государств и правительств проведут переоценку взносов членов НАТО на будущих саммитах организации.
Помимо оказания помощи в области безопасности непосредственно Украине, страны-члены также финансируют предоставляемую Украине поддержку через НАТО. Практическая поддержка, которая предоставляется Украине со стороны союза, организована через два основных канала финансирования: Целевой фонд ВПП для Украины и гражданский бюджет НАТО.
Целевой фонд ВПП для Украины
Начиная с 2014 года было создано несколько целевых фондов в рамках ВПП, через которые выделялись ресурсы на поддержание развития сил и средств и устойчивого наращивания потенциала в ключевых областях. В 2021 году НАТО объединила и преобразовала все существовавшие целевые фонды, используемые для поддержки Украины, в единый Целевой фонд ВПП для Украины. Целевой фонд ВПП для Украины позволяет выделять ресурсы на связанную с Украиной деятельность через единый специализированный инструмент — гибкий и масштабируемый фонд для краткосрочной нелетальной военной помощи (тыловое обеспечение длительных действий войск) Украине, а также для долгосрочной поддержки в создании потенциала. По состоянию на июнь 2025 года союзники по НАТО и партнеры внесли в Целевой фонд ВПП для Украины свыше 1 млрд евро (около 1,1 млрд долларов США).
Целевой фонд NSATU
Целевой фонд NSATU, управляемый Соединенным Королевством, позволяет NSATU оперативно удовлетворять неотложные потребности Украины в условиях военного времени. С этой целью он содействует быстрой закупке и доставке неотложных товаров и услуг для украинских вооруженных сил. Он также поможет структурировать регулярную военную помощь как устойчивую составляющую военной кампании.
Увеличение гражданского бюджета НАТО для поддержки Украины
На Мадридском саммите 2022 года лидеры стран НАТО договорились в рамках повестки дня НАТО на 2030 год задать новый ритм обучению и наращиванию потенциала, в том числе для партнеров, и ежегодно повышать предельные уровни общего финансирования НАТО в реальном выражении. Это повышение началось в 2023 году и является прогнозируемым источником финансирования союзников для достижения результатов в этих жизненно важных областях.
С января 2023 года по 2025 финансовый год включительно почти 35 миллионов евро было выделено на совместные инициативы в области безопасности для дальнейшей поддержки отдельных стран-партнеров, включая Украину. В рамках ВПП этот ключевой источник финансирования позволяет разрабатывать и реализовывать проекты в таких областях, как оборонное планирование и оперативная совместимость, управление и этические основы, непосредственная нелетальная практическая поддержка, информационные технологии, а также образование и подготовка.
НАТО приветствует двусторонние долгосрочные обязательства в сфере безопасности, которые государства-члены и партнеры НАТО согласовали с Украиной на основе Совместной декларации «Большой семерки» о поддержке Украины, принятой на Вильнюсском саммите 2023 года.
Эти соглашения взаимно подкрепляют друг друга и являются свидетельством общей и непоколебимой приверженности Украине как свободному, независимому, демократическому и суверенному государству в пределах международно признанных границ, способного защитить себя и сдержать агрессию в будущем. Эти обязательства, а также решения, принятые на Вашингтонском саммите 2024 года, обеспечивают постоянную и длительную поддержку Украины в деле защиты ее суверенитета и территориальной целостности, а также поддерживают евроатлантическую интеграцию Украины.
Представительство НАТО в Украине содействует политическому и военному диалогу и сотрудничеству между Североатлантическим союзом и Украиной, а также координирует практическую поддержку Украины со стороны НАТО.
Ключевая роль Представительства заключается в предоставлении консультативной помощи сектору безопасности и обороны Украины, помогая Украине в переходе ее вооруженных сил к полной оперативной совместимости с НАТО и реализации ее адаптированной Годовой национальной программы. Представительство также является одной из главных заинтересованных сторон в координации Всеобъемлющего пакета помощи — общих рамок, на основе которых НАТО оказывает практическую поддержку Украине, и руководит деятельностью НАТО по информированию общественности в Украине.
Главными задачами Представительства являются:
Поскольку НАТО и Украина все дальше развивают сотрудничество и укрепляют политическую интеграцию Украины с НАТО, Североатлантический союз усиливает Представительство НАТО в Украине и увеличивает штат его сотрудников в Киеве. С этой целью в июле 2024 года Генеральный секретарь назначил старшего представителя НАТО во главе Представительства и для координации взаимодействия НАТО с украинскими властями в Киеве.
Представительство НАТО в Украине было создано в сентябре 2015 года путем слияния двух уже существовавших структур: Центра информации и документации НАТО (ЦИДН) и Бюро по связи НАТО. ЦИДН был открыт в Киеве в 1997 году для поддержки усилий по информированию украинской общественности о деятельности НАТО и преимуществах сотрудничества между НАТО и Украиной. ЦИДН является частью Управления общественной дипломатии НАТО, ранее именовавшегося Отделом информации и прессы НАТО, и стал первым информационным бюро, созданным НАТО в стране-партнере и открытым для широкой общественности. Бюро по связи было создано в Киеве в апреле 1999 года для содействия участию Украины в программе «Партнерство ради мира» (ПРМ) и поддержки усилий Украины в области оборонной реформы.
Официальные отношения между НАТО и Украиной начались в 1991 году, когда новая независимая страна присоединилась к Совету евроатлантического сотрудничества (СЕАС), форуму для диалога и сотрудничества между союзниками по НАТО и их бывшими противниками из организации Варшавского договора. Несколько лет спустя, в 1994 году, Украина присоединилась к программе «Партнерство ради мира» (ПРМ) – программе практического двустороннего сотрудничества между отдельными странами-партнерами и НАТО. Она была одним из членов-основателей Совета евроатлантического партнерства (СЕАП), который заменил СЕАС в мае 1997 года.
Фундаментом отношений между НАТО и Украиной остается Хартия об особом партнерстве июля 1997 года. Хартией была учреждена Комиссия НАТО–Украина (КНУ), как руководящий орган, который отвечал за развитие отношений между НАТО и Украиной. Комиссия направляла совместную деятельность по сотрудничеству и являлась форумом для консультаций между странами НАТО и Украиной по вопросам безопасности, представляющим общий интерес.
Декларация о дополнении Хартии, подписанная в 2009 году в качестве последующей меры по выполнению решений, принятых на Бухарестском саммите НАТО в 2008 году, закрепила за Комиссией центральную роль в углублении политического диалога и сотрудничества в целях поддержания усилий Украины в области реформ, касающихся ее евроатлантических устремлений к членству в НАТО. Основным инструментом оказания поддержки этому процессу является Годовая национальная программа (ГНП), которая отражает цели национальной реформы Украины и ежегодные планы осуществления. ГНП состояла из пяти разделов, посвященных политическим и экономическим, оборонным и военным, ресурсным, правовым вопросам, а также вопросам безопасности. Это включает реформы, связанные с такими областями, как надлежащее управление, борьба с коррупцией, верховенство права, права человека, а также с сектором безопасности и обороны в соответствии с евроатлантическими принципами и стандартами.
Страны НАТО ежегодно проводят оценку осуществления ГНП. Обязанности по ее осуществлению лежат, прежде всего, на Украине. Комиссия по вопросам координации евроатлантической интеграции Украины, возглавляемая заместителем премьер-министра по вопросам европейской и евроатлантической интеграции, обеспечивает общую координацию ее реализации государственными органами.
В 2023 году был создан Совет Украина – НАТО, который стал преемником Комиссии НАТО-Украина. Переход от Комиссии к Совету свидетельствует об укреплении политических связей и растущей интеграции Украины с НАТО. В формате Совета Украина заседает в качестве равноправного участника наряду со всеми странами-членами НАТО. Совет может созываться как Генеральным секретарем, так и отдельными его участниками, включая Украину, для проведения консультаций в условиях кризиса. Инаугурационное заседание Совета Украина – НАТО состоялось 12 июля 2023 года на саммите в Вильнюсе.
С 2014 года, после незаконной аннексии Россией Крыма, сотрудничество между НАТО и Украиной активизировалось в важнейших областях. После полномасштабного вторжения России в Украину, начавшегося в феврале 2022 года, НАТО и страны-члены оказали Украине поддержку на беспрецедентном уровне.
Но оказание НАТО поддержки Украине и деятельность в партнерстве с этой страной начались не в 2014 или 2022 году. Практическое сотрудничество между НАТО и Украиной продолжается с 1990-х годов. На протяжении многих лет велось взаимовыгодное сотрудничество Украины с НАТО, охватывавшее широкий спектр деятельности – от наращивания потенциала и оперативной совместимости Украины с силами НАТО до содействия реформам в секторе обороны и безопасности Украины и поддержки невоенных видов деятельности, таких как совместные научные исследования и общественная дипломатия.
Сотрудничество НАТО с Украиной осуществляется в рамках следующих программ и инициатив:
На саммите в Вашингтоне в 2024 году лидеры НАТО и Украины одобрили Дорожную карту Украина – НАТО по сотрудничеству в области инноваций. В этом соглашении преследуются пыть ключевых целей:
Согласно дорожной карте, НАТО становится центральной платформой, через которую Украина может уведомлять о своих потребностях в новых технологиях, поощрять инновации и привлекать государственный и частный сектор к удовлетворению этих потребностей. Она также способствует укреплению связей между инновационными инициативами НАТО и Украины, в том числе посредством конкурсов, хакатонов и других совместных мероприятий. Например, в июне 2024 года НАТО и Украина провели первый совместный Форум новаторов в области обороны, который собрал более 450 технологических стартапов, инвесторов, исследователей и государственных чиновников. Эти и подобные усилия помогут раскрыть инновационный потенциал Украины и обеспечить, чтобы НАТО и Украина смогли найти инновационные решения реальных оперативных задач.
На фоне начальных этапов войны России против Украины – не только незаконной аннексии Крыма в 2014 году, но и использования кибернападений, дезинформации и других гибридных действий в последующие годы – на Варшавском саммите НАТО в июле 2016 года была создана Платформа Украина – НАТО по противодействию гибридной войне. Она обеспечивает механизм, позволяющий лучше выявлять гибридные угрозы и наращивать потенциал в области определения уязвимых мест и укрепления устойчивости государства и общества. В настоящее время осуществляются проекты в поддержку исследований, проводятся учебная подготовка и консультации экспертов, в ходе которых основное внимание уделяется извлеченным урокам, противодействию дезинформации и повышению устойчивости.
После нелегальной аннексии Россией Крыма и дестабилизации на востоке Украины в 2014 году эксперты предоставляли консультации Украине по планам действий в особой обстановке и мерам кризисного регулирования с целью защиты критически важных объектов энергетической инфраструктуры и гражданского населения. Сегодня сотрудничество ориентировано на повышение национального потенциала гражданской готовности и устойчивости. В 2019 году Консультативная группа поддержки по вопросам устойчивости разработала для украинских учреждений рекомендации по повышению устойчивости государства. По просьбе Украины, в начале февраля 2022 года, до начала широкомасштабного вторжения России Консультативная группа поддержки по вопросам устойчивости провела дальнейшие консультации, предоставив технические рекомендации по обеспечению долгосрочной устойчивости и мер гражданской готовности. Украина также регулярно участвует в мероприятиях, организуемых Евроатлантическим координационным центром реагирования на стихийные бедствия и катастрофы, и сама принимала многочисленные учения по реагированию на бедствия.
Участие в процессе планирования и анализа помогает Украине ставить и достигать масштабных, но реалистичных целей для проведения реформ сектора обороны и безопасности, трансформации и создания потенциала; для повышения способности своих сил действовать совместно с силами государств-членов и стран-партнеров НАТО в операциях по реагированию на кризис и операциях по поддержанию мира; и для расширения возможностей Украины принимать на своей территории силы государств-членов и стран-партнеров НАТО в целях проведения учений и учебной подготовки.
С 2007 года Украина участвует в Инициативе по укреплению этических основ, которая предоставляет практическое содействие и консультации по укреплению этических основ, подотчетности и транспарентности в секторе обороны и безопасности. В октябре 2019 года девять учреждений сектора обороны и безопасности Украины завершили самооценку и экспертную оценку в области укрепления этических основ НАТО, которые обеспечили тщательную оценку институциональных потребностей и уязвимых мест и предложили ряд директивных рекомендаций на секторальном уровне для совершенствования надлежащего управления и осуществления устойчивых антикоррупционных реформ в секторе обороны и связанном с ним секторе безопасности. На этой основе адресная программа мероприятий продолжает оказывать поддержку в области наращивания потенциала на двух уровнях: предоставление институтам конкретных экспертных знаний для совершенствования надлежащего управления и управления оборонными ресурсами (финансовыми, людскими и материальными) и проведение мероприятий по учебно-образовательной подготовке для развития индивидуальных способностей и укрепления организационной культуры этичности.
С 2013 г. в рамках Программы по углублению военного образования оказывается помощь в совершенствовании и реструктуризации систем военного образования и профессиональной подготовки. Особое внимание уделяется восьми военным высшим учебным заведениям и пяти учебным центрам для военнослужащих сержантского состава. Кроме того, благодаря Программе предоставляются консультации по вопросам управления академиями и университетами, оказывается поддержка профессорско-преподавательскому составу в области методов преподавания и помощь в разработке курсов по развитию руководящих навыков и процессу принятия решений. Для офицеров в данной программе основное внимание уделяется разработке учебных планов и повышению квалификации преподавателей, подготовке инструкторов, обучению английскому языку, развитию профессиональных навыков, разработке системы учета накопленного опыта, системам электронного обучения и повышению институционального потенциала. Для военнослужащих сержантского состава акцент делается на обучении инструкторов, обучении инструкторов по огневой подготовке и обучению командиров боевых отделений.
Украина присоединилась к Программе по обмену данными о воздушной обстановке в июле 2006 года. Эта программа повышает осведомленность и безопасность полетов за счет взаимного обмена данными о воздушной обстановке, что повышает оперативную эффективность противовоздушной обороны за счет идентификации, классификации и потенциального согласования действий летательных аппаратов. Этот потенциал приобрел особую оперативную актуальность и пользу после дальнейшего вторжения России на территорию Украины, начиная с февраля 2022 года. НАТО тесно сотрудничает с Украиной в целях предоставления как можно более актуальной информации.
Участие в широком спектре военных мероприятий и учений в рамках Плана работы Военного комитета с Украиной направлено на повышение оперативной совместимости и оперативного потенциала Вооруженных сил Украины, а также вносит существенный вклад в проводимую реформу сектора обороны и безопасности.
Активное участие Украины в Программе оценки и обратной связи Концепции оперативных потенциалов НАТО поддерживает дальнейшее развитие Вооруженных сил, позволяя при этом Североатлантическому союзу формировать специально предназначенные комплекты сил, которые могут быть развернуты в поддержку операций и миссий под руководством НАТО.
С 1991 года Украина активно участвует в программе НАТО «Наука ради мира и безопасности». Рабочая группа по научному и экологическому сотрудничеству способствует определению приоритетных областей практического научного сотрудничества в рамках программы НРМБ. С 2014 года в ответ на кризис в Украине произошло укрепление сотрудничества в области гражданской науки и технологий, связанных с безопасностью, и с тех пор Украина стала крупнейшим бенефициаром программы НРМБ. Ведущие направления сотрудничества с Украиной в рамках программы НРМБ включают передовые технологии, борьбу с терроризмом, защиту от радиологических, химических, биологических и ядерных (РХБЯ) веществ, а также энергетическую и экологическую безопасность. Среди этих мероприятий следует отметить участие Украины в программе «Декстер», которая разрабатывает интегрированную систему обнаружения взрывчатых веществ и огнестрельного оружия в общественных местах.
Помимо перечисленных выше программ, Украина участвует во многих других инициативах, организованных через консультативную миссию Представительства НАТО в Украине.
Украина оказывала содействие операциям по поддержанию мира в Боснии и Герцеговине. Она также участвовала в Силах для Косово (СДК), в том числе выделяя инженерно-саперное подразделение с тяжелым оборудованием, обладающее потенциалом борьбы с самодельными взрывными устройствами.
В поддержку Международных сил содействия безопасности (ИСАФ) в Афганистане Украина предоставляла право на пролет над своей территорией, позволяла осуществлять транзит предметов снабжения и выделяла медицинский персонал в поддержку групп восстановления провинций в Афганистане, а также инструкторов в состав Миссии НАТО по учебной подготовке в Афганистане. После завершения миссии ИСАФ в 2014 году Украина оказывала поддержку последующей миссии «Решительная поддержка» (2015-2021 годы) по учебной подготовке, консультированию и оказанию содействия афганским силам безопасности.
С марта 2005 года Украина выделяла офицеров в состав Миссии НАТО по учебной подготовке в Ираке, которая завершилась в декабре 2011 года.
С 2007 по 2010 год Украина шесть раз развертывала свои корабли в поддержку «Эктив индевор» — контртеррористической операции по наблюдению за морским пространством в Средиземном море. В 2013 году она также участвовала в операции НАТО по борьбе с пиратством «Оушен шилд». После начала морской операции «Си гардиан» в 2016 году Украина предоставляла информацию для обеспечения осведомленности НАТО об обстановке на Черном море и вокруг него.